Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 декабря 2003 г. N Ф03-А73/03-1/3290
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Гретченко В.А. - юрисконсульт по доверенности N 152 от 31.01.2003, от ответчика: Минфина Хабаровского края - Колотыгина З.А., главный специалист юр. отдела по доверенности N 19-12/1314 от 05.09.2002; Минфина РФ - Петренко В.А., ведущий специалист по доверенности б/н от 10.01.2003; Финансового департамента - Бутковский А.В., главный специалист по доверенности N 04-02/2989 от 23.12.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 15.07.2003, постановление от 18.09.2003 по делу N А73-3280/2003-25 (АИ-1/913) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам N 1" к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ в лице территориального органа УФК по Хабаровскому краю, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска о взыскании 107516 рублей 52 копеек.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 29.12.2003.
Муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам N 1" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству Хабаровского края, Министерству финансов РФ в лице территориального органа УФК по Хабаровскому краю, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска о взыскании 107516 рублей 52 копеек, составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг многодетным семьям, за период с 01.01.2002 по 31.12.2002.
Решением суда от 15.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.09.2003, исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ со ссылкой на ст. 84 БК РФ, согласно которой субъекту федерации не были выделены из федерального бюджета средства для компенсации льгот, предоставленных малообеспеченным семьям по оплате коммунальных услуг.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, которое просит их отменить и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды обеих инстанций применили нормы права, которые не подлежали применению в рассматриваемом деле.
Считает, что при принятии судебных актов судами неверно истолкованы нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот многодетным семьям.
В судебном заседании кассационной инстанции истец заявил ходатайство о замене МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам N 1" правопреемником МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам".
Рассмотрев его, кассационная инстанция удовлетворила ходатайство в порядке статей 48, 159 АПК РФ, поскольку факт реорганизации документально подтвержден стороной.
Представители истца и Минфина Хабаровского края с доводами жалобы не согласились и просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Финансовый департамент администрации г. Хабаровска доводы кассационной жалобы отклонил по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель Минфина РФ в лице УФК по Хабаровскому краю жалобу поддержал.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыв на них, заслушав в заседании представителей сторон судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований к отмене судебных актов в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, истец в период с 01.01.2002 по 31.12.2002 при расчетах за жилищно-коммунальные услуги предоставил многодетным семьям льготы в размере 30% во исполнение Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Ввиду отказа в компенсации администрацией г. Хабаровска выпадающих расходов в размере предоставленных указанной категории граждан льгот, истец обратился с настоящим требованием.
Согласно Указу Президента РФ от 05.05.1992 N 431, предписывающего органам исполнительной власти краев, областей установить такую льготу, и изданного в его исполнение Постановления Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 29 июня 1992 NN 51, 102359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей", источником финансирования дополнительных затрат, возникающих при реализации указанной льготы - названы средства местных бюджетов.
Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе - на органы государственной власти субъекта федерации, в силу ст. 84 БК РФ, относятся к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.
В соответствии со ст. 120 БК РФ финансовые средства, необходимые для осуществления полномочий РФ, не относящихся к предмету ведения субъекта РФ, передаваемые из бюджета РФ предусматриваются в нем как отдельный вид расходов бюджета и учитываются отдельно по каждому виду расходов.
Из указанного следует, что средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту федерации должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год.
Поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральном бюджете на спорный период не санкционировались в законе о федеральном бюджете на соответствующий год и по этой причине не предусмотрены в бюджетах Хабаровского края и г. Хабаровска, ответственность за убытки, причиненные истцу неисполнением Указа Президента, правомерно, в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ, судом возложена на Российскую Федерацию в лице Минфина за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, решение от 15.07.2003 и постановление от 18.09.2003 изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Ходатайство МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам N 1" удовлетворить. Произвести замену МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам N 1" на правопреемника - МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам".
Решение от 15.07.2003 и постановление от 18.09.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3280/2003-25 (АИ-1/913) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 декабря 2003 г. N Ф03-А73/03-1/3290
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании