Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "Д" - Стоценко П.А. юрисконсульт, дов. N 63 от 29.06.2005; Жадченко Т.В. главный бухгалтер, дов. N 65 от 04.07.2005; Асташова Е.А. юрисконсульт, дов. N 40 от 11.01.2005, от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 6 по Хабаровскому краю - Потехина Е.В. специалист юр. отдела, дов. N 05-31/11434 от 08.08.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю на решение от 15.08.2005 по делу N А73-4976/2005-12 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Д" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 28.12.2005. Полный текст постановления изготовлен 30.12.2005.
Общество с ограниченной ответственностью "Д" обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 6 по Хабаровскому краю об отказе в применении налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость и возмещении налога.
Решением суда первой инстанции от 15.08.2005 требование налогоплательщика удовлетворено, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным как противоречащее положениям главы 21 НК РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
На вступившее в законную силу решение суда первой инстанции налоговым органом подана кассационная жалоба, в которой податель жалобы просит принятый по делу судебный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Заявленные требования мотивированы тем, что реализуемые Обществом услуги не включены в перечень услуг, при реализации которых налогообложение производится по налоговой ставке 0% в соответствии со статьей 164 НК РФ.
Представители общества просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей налогового органа и общества, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% за декабрь 2004 года налоговым органом вынесено решение N 12-14/89 от 26.04.2005 о признании необоснованным применение налоговой ставки 0% к реализации товаров на сумму 7149951 руб. и отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1262207 руб., в том числе с авансов и предоплат в сумме 893912 руб.
По мнению налогового органа, общество неправомерно применило налоговую ставку 0% и налоговые вычеты по подпункту 2 пункту 1 статьи 164 НК РФ, - распространяющегося на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и импортируемых в РФ, выполняемые российскими перевозчиками, так как не имеет лицензии на осуществление перевозки грузов, локомотивов и договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории России. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 НК РФ, согласно п. 5 которой место реализации услуг, предусмотренных под. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, определяется по месту деятельности организаций, оказывающих услуги.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ
Так как общество осуществляет деятельность на территории Российской Федерации на основании государственной регистрации, местом реализации таких услуг признается территория Российской Федерации.
Следовательно, услуги, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации. Размеры ставок, применяемых при их налогообложении, установлены статьей 164 НК РФ.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ установлено, что при реализации услуг по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.
К иным подобным работам и услугам, непосредственно связанным с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, относятся работы и услуги по погрузке, перегрузке, разгрузке, сопровождению, экспедированию, хранению, сортировке экспортируемых товаров, выполняемых российскими перевозчиками либо иными лицами.
К российским перевозчикам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, относятся организации, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации в соответствии со статьями 83, 84 Кодекса и непосредственно занимающиеся перевозкой грузов.
Согласно пункта 1 статьи 12 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ перевозчик обязан иметь лицензию на осуществление всех подлежащих лицензированию в соответствии с федеральным законом видов деятельности при осуществлении перевозок грузов.
Как видно из материалов дела, на дату проведения камеральной проверки лицензия на осуществление деятельности, связанной с перевозкой грузов, не представлена.
Таким образом, вывод суда об осуществлении обществом в проверяемом периоде транспортных перевозок на основании лицензии не подтвержден материалами дела. Поэтому ссылка на статью 157 НК РФ, предусматривающую особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи неправомерна.
Судом установлено, что общество, являясь компанией-оператором МПС РФ, за вознаграждение оказывало предприятиям-экспортерам услуги по предоставлению подвижного состава для перевозки леса и лесоматериалов на экспорт на условиях 100% предварительной оплаты экспортерами провозной платы. В соответствии с условиями заключенных договоров компания - оператор приняла на себя обязательства по оформлению телеграммы ДЦФТО, подтверждающей (разрешающей) отгрузку груза со станции отправления до станции назначения; по информированию клиента о номерах телеграфных разрешений на погрузку; по оплате железнодорожных перевозок грузов клиента от своего имени.
Судом оказываемые обществом услуги квалифицированы как экспедиторские, при реализации которых налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.
Между тем, судом не учтено, что согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиками услуг определяется как стоимость этих услуг, исчисленная исходя из цен, установленных в соответствии со статьей 40 НК РФ, без включения налога на добавленную стоимость.
На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" организации, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность, оказывают услуги по организации перевозок груза любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. При этом, согласно статье 5 данного Закона, клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы.
Следовательно, налогоплательщики, оказывающие услуги по договорам транспортной экспедиции, определяют налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость как сумму дохода, полученную в виде вознаграждения. Включение в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость услуг перевозчиков, погрузочно-разгрузочных работ и применение налогового вычета по данным работам не производится, такие услуги подлежат возмещению клиентами в соответствии с пунктом 9 статьи 270 НК РФ и не учитываются экспедитором при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Как следует из оспариваемого решения налогового органа, стоимость оказанных услуг формировалась как провозная плата и агентское вознаграждение. Однако судом данные обстоятельства не исследовались, какие суммы включены в состав выручки в размере 7149951 руб. и, соответственно, в вычеты в размере 1262207 руб.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения.
Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.08.2005 по делу N А73-4976/2005-12 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 декабря 2005 г. N Ф03-А73/05-2/4132 "Налогоплательщики, оказывающие услуги по договорам транспортной экспедиции, определяют налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость как сумму дохода, полученную в виде вознаграждения. Включение в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость услуг перевозчиков, погрузочно-разгрузочных работ и применение налогового вычета по данным работам не производится, такие услуги подлежат возмещению клиентами в соответствии с п. 9 ст. 270 НК РФ и не учитываются экспедитором при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", март-апрель 2006 г., N 2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании