Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 декабря 2005 г. N Ф03-А59/05-1/4280
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области на решение от 22.08.2005 по делу N А59-1326/05-С17 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Открытого акционерного общества "Сахалинэнерго" в лице ОП "Энергосбыт" к Финансовому управлению Администрации МО Невельский район, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, 3-и лица: Отдел социальной защиты населения Администрации МО г. Невельский район, Департамент социальной защиты населения Сахалинской области, о взыскании 73568,35 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2005. Полный текст постановления изготовлен 26.12.2005.
Открытое акционерное общество "Сахалинэнерго" в лице ОП "Энергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Финансовому управлению Администрации МО Невельский район, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области о взыскании 73568,35 руб., составляющих убытки от предоставления льгот отдельным категориям граждан по оплате электроэнергии в 2004 году в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Отдел социальной защиты населения Администрации г. Невельска, Департамент социальной защиты населения Сахалинской области.
Решением от 22.08.2005 исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в бюджет субъекта и муниципального образования выделялись не в объеме потребности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как незаконные.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неправильно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих отношения по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных расходов инвалидам, предусматривающих субвенции из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ для возмещения фактически произведенных расходов.
Указывает на то, что утвержденные ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" целевые субвенции на реализацию льгот ЖКУ инвалидам в 2004 году в сумме 76093 тыс. руб. в доход бюджета Сахалинской области из федерального бюджета поступили в полном объеме, которые субъектом недоиспользованы в сумме 4283791,29 руб. и находятся на лицевом счете Главного финансового управления Сахалинской области в УФК по Сахалинской области, за счет которых и подлежат удовлетворению требования истца.
Главное финансовое управление Сахалинской области в отзыве на жалобу ссылается на направление недоиспользованных средств МО г. Южно-Сахалинск вновь в бюджет этого же муниципального образования на погашение имеющийся кредиторской задолженности по этим льготам на 01.01.2005 с согласия Министерства финансов РФ в соответствии с требованиям Постановления Правительства РФ N 536 от 14.07.2001.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Сахалинэнерго" в январе, феврале 2004 года в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставляло указанной категории граждан льготы по оплате потребленной электроэнергии.
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным инвалидам льготам в спорный период истец обратился с настоящим иском в суд.
При рассмотрении спора суд первой инстанции дал надлежащую оценку предоставленным документам и, установив факт недостаточности финансирования денежных средств на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" из бюджетных средств, правомерно возложили ответственность по возмещению убытков истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Факт предоставления истцом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в спорный период гражданам в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996, изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление, как установлено пунктом 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, является Министерство финансов РФ.
Согласно статье 47 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" в составе федерального бюджете создан Фонд компенсаций и приложением N 14 к данному Закону (распределение средств Фонда компенсаций на 2004 год) Сахалинской области в Фонде компенсаций запланировано и передано на возмещение льгот по оплате ЖКУ в соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" 76093 тыс. руб., которые полностью распределены в бюджеты муниципальных образований Законом Сахалинской области об областном бюджете на 2004 год, в том числе МО "Невельский район" в сумме 3244000 руб.
Доказательств нецелевого использования субъектом и муниципальным образованием данных средств в деле не имеется.
В марте 2005 года МО "Южно-Сахалинск" были возвращены на счет Главного финансового управления Сахалинской области неиспользованные субвенции в размере 4516876 руб. 72 коп., которые в октябре 2005 года с разрешения Министерства финансов РФ от 30.09.2005 в соответствии с требованием Постановления Правительства N 536 от 14.07.2001 направлены вновь в бюджет МО г. Южно-Сахалинска на погашение кредиторской задолженности сложившейся на 01.01.2005 по указанному виду расходов.
Таким образом, вывод суда о том, что объем запланированных и предоставленных из федерального бюджета финансовых средств на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Сахалинской области недостаточен для финансирования всех льгот по ЖКУ по Закону РФ "Об основах федеральной жилищной политики" (ст. 156) за счет средств федерального Фонда компенсаций, правомерен и соответствует обстоятельствам дела.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду ст. 15.6 Закону РФ "Об основах федеральной жилищной политики"
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Сахалинскую область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Невельского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 75568,35 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 22.08.2005 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-1326/05С17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 декабря 2005 г. N Ф03-А59/05-1/4280
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании