Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 декабря 2005 г. N Ф03-А73/05-2/4749
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора - Бельская Г.Г., государственный инспектор по доверенности от 18.03.2005 N 01/409-107, от предпринимателя Пе Пу Сой - Виноградова М.А., представитель по доверенности от 09.12.2005 N 4; Филимоненко Т.И., представитель по доверенности от 09.12.2005 N 3 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Пе Пу Сой на решение от 19.10.2005 по делу N А73-14090АП/2005-20 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора к индивидуальному предпринимателю Пе Пу Сой о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2005 года.
Дальневосточное управление государственного автодорожного надзора (далее - Управление; административный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Пе Пу Сой (далее - предприниматель) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 19.10.2005 заявленные требования удовлетворены, предприниматель Пе Пу Сой привлечен к административной ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 3000 руб. Суд пришел к выводу о доказанности вины предпринимателя в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена названной выше статьей КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, предприниматель заявил кассационную жалобу, поддержанную его представителями в судебном заседании кассационной инстанции, в которой просит его отменить, как принятое с неправильным применением норм материального права, а именно: пункта 6 статьи 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении" и статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утративших силу. Предприниматель также полагает, что ссылка суда на решение Хабаровской городской Думы от 16.07.2002 N 231 "Об утверждении положения об организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе Хабаровске" несостоятельна, поскольку органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению гражданско-правовых отношений. По мнению заявителя жалобы, административным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности, так как распоряжение о проведении контрольных мероприятий ему не предъявлялось и протокол об административном правонарушении составлен в его отсутствие.
Представитель Управления в судебном заседании кассационной инстанции доводы жалобы отклонила и просила принятый по делу судебный акт оставить без изменения, как законный и обоснованный.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, предприниматель Пе Пу Сой (свидетельство о государственной регистрации от 24.01.2001 N 304272018000072) осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 пассажиров, на основании лицензии АСС-27-034007 от 11.08.2004, выданной Хабаровским краевым отделением Российской транспортной инспекции.
Согласно распоряжению от 07.09.2005 N 07-401 государственным инспектором Управления проведена проверка деятельности предпринимателя Пе Пу Сой по вопросам соблюдения правил перевозок пассажиров автомобильным транспортом, соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность автомобильного транспорта, обеспечения безопасности дорожного движения и экологических требований при эксплуатации автомобильного транспорта, по результатам которых составлен акт проверки от 08.09.2005 N 283. Определением от 08.09.2005 N 92 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, в котором имеется запись о том, что предпринимателю Пе Пу Сой необходимо явиться в Управление 22.09.2005. Уведомление от 12.09.2005 N 03/3632 о необходимости прибытия 22.09.2005 для рассмотрения материалов дела об административном правонарушении также направлено предпринимателю.
23.09.2005 в отношении предпринимателя Пе Пу Сой составлен протокол N 336 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в котором зафиксировано, что водитель Киселев В.Г. на автобусе DAEWOO В8-106, государственный номер АА 208 27, принадлежащем предпринимателю, осуществлял перевозку пассажиров по маршруту N 333-с без паспорта на маршрут, без графика (расписания) движения, без схемы маршрута с указанием опасных участков, утвержденных в установленном законодательством порядке. Материалы проверки направлены административным органом в арбитражный суд для привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Арбитражный суд, рассмотрев материалы административного производства и правильно установив фактические обстоятельства дела, обоснованно пришел к выводу о том, что предприниматель осуществлял перевозку пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий и привлек предпринимателя Пе Пу Сой к административной ответственности по указанной выше статье Кодекса. При этом суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с нормами Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями), одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, и в том числе положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Условия и требования осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом определяются в выдаваемой лицензии и регламентированы Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 N 402. В силу требований настоящего Положения, лицензиат обязан обеспечивать соблюдение условий, указанных в лицензии, и выполнять установленные требования по обеспечению безопасности движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом, осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, устанавливающее основные задачи и требования к организации по обеспечению безопасности дорожного движения, профессиональной надежности водительского состава, эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечении безопасных условий перевозок пассажиров и грузов при организации перевозочного процесса.
Согласно пунктам 2.1, 4.1, 5.4 названного Положения, обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в частности, в использовании для перевозки подвижного состава, зарегистрированного в органах ГИБДД, прошедшего в установленном порядке государственный технический осмотр; обеспечении водителей необходимыми путевыми документами, в том числе графиками движения установленной формы.
Аналогичная обязанность предусмотрена в пункте 5.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2, согласно которому владельцы автобусов обязаны: составлять и утверждать на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков; разрабатывать графики (расписания) движения, что является неотъемлемой частью организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров.
В соответствии со статьей 72 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) к полномочиям городской администрации в области транспорта относится осуществление контроля за работой транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, а также утверждение маршрутов и графиков движения местного транспорта.
Последнее в равной степени относится и к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим указанный вид деятельности, что согласуется с принципом равных условий деятельности для всех хозяйствующих субъектов, установленным Конституцией Российской Федерации.
В силу статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги. В статье 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что организация пассажирских перевозок является предметом ведения органов местного самоуправления. При этом нормы Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ и Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1, касающиеся предмета ведения органов местного самоуправления, действуют в части, не противоречащей положениям главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Таким образом, исходя из толкования вышеназванных правовых норм, графики движения автобусов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - перевозчиков утверждаются по согласованию с соответствующими уполномоченными органами.
На основании решения Хабаровской городской Думы от 16.07.2002 N 231 "Об утверждении положения об организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе Хабаровске" составление, утверждение паспортов, схем маршрутов и графиков движения местного транспорта возложено на администрацию г. Хабаровска.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, а именно: актом проверки от 08.09.2005 N 283, протоколом от 23.09.2005 N 336, водителем Киселевым В.Г. на автобусе DEAWOO В8-106, принадлежащем ОО В8-106, принадлежащем предпринимателю Пе Пу Сой, осуществлялись перевозки пассажиров при отсутствии согласованного и утвержденного в установленном порядке паспорта маршрута, графика (расписания) движения и без схемы маршрута с указанием опасных участков.
Поэтому вывод суда о доказанности материалами дела вины предпринимателя в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 3 статьи 14.1 КоАП РФ, признается судом кассационной инстанции правомерным.
Ссылка заявителя жалобы в судебном заседании кассационной инстанции на Решение Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2003 N ГКПИОЗ-13 является безосновательной в связи с тем, что в Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР действительно не указаны предприниматели в качестве перевозчиков, поскольку на период принятия Правил они не были самостоятельными субъектами данных правоотношений.
Вместе с тем, деятельность предпринимателей по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, поэтому подлежит лицензированию и предусматривает выполнение лицензиатами условий и требований осуществления пассажирских перевозок и безопасности движения.
Доводы заявителя кассационной жалобы относительно несоблюдения Управлением порядка привлечения к административной ответственности отклоняются судом кассационной инстанции, так как при производстве по делу об административном правонарушении существенных нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, не установлено.
Составление транспортной инспекцией протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки, не является недостатком в составлении протокола, так как может быть восполнено при рассмотрении судом дела по существу.
Доводы кассационной жалобы относительно нарушения Управлением требований статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правильно отклонены в связи с неприменением указанного Федерального закона к возникшим правоотношениям.
Поскольку выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые отношения, и судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального права, то обжалуемый судебный акт отмене не подлежит, а кассационную жалобу предпринимателя Пе Пу Сой следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 19.10.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-14090АП/2005-20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 декабря 2005 г. N Ф03-А73/05-2/4749
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании