Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 мая 2005 г. N Ф03-А04/05-1/1172
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Л.М. Сперидоненко ведущий специалист по доверенности от 21.12.2004 N ДСВ-23/АФ, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 14.02.2005 по делу N А04-9088/04-15/404 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Дальсвязь" к Министерству финансов РФ, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Администрации Амурской области, Администрации г. Белогорска, Финансовому департаменту администрации Амурской области, Финансовому управлению администрации г. Белогорска, третьи лица: Отделение федерального казначейства по г. Белогорску, Департамент социальной защиты населения по Амурской области, Управление социальной защиты населения администрации г. Белогорска, Управление федерального казначейства по Амурской области. о взыскании 563634 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2005 года.
Открытое акционерное общество "Дальсвязь" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Администрации Амурской области, Администрации г. Белогорска, Финансовому департаменту администрации Амурской области, Финансовому управлению администрации г. Белогорска о взыскании 563634 руб., составляющих убытки от предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате 50% абонентской платы за пользование телефоном, радио за 2001-2002 годы в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ФЗ "О связи" от 16.02.1995 N 15-ФЗ.
Определением от 26.10.2004 к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Отделение федерального казначейства по г. Белогорску, Департамент социальной защиты населения по Амурской области, Управление социальной защиты населения администрации г. Белогорска, Управление федерального казначейства по Амурской области.
До вынесения решения истец уточнил исковые требования и просил взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации убытки в сумме 563637,08 руб. за период октябрь-декабрь 2001 года, март-декабрь 2002 года.
Решением от 14.02.2005 исковые требования удовлетворены в уточненном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с состоявшимся решением от 14.02.2005, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области в своей кассационной жалобе просит его отменить, как принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы, заявитель ссылается на то, что суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льгот инвалидам, так как согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963, финансирование указанных расходов, понесенных операторами связи, производится за счет средств федерального бюджета, предоставленных Министерству труда и социального развития РФ, как главному распорядителю бюджетных средств.
Представитель ОАО "Дальсвязь" выразила согласие с принятым судебным актом и просила оставить его без изменения.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, истец в 2001-2002 годах при расчете за услуги связи (абонентская плата за телефон, радио), оказанные инвалидам, проживающим в г. Белогорске Амурской области, учитывал льготу, предусмотренную для этой категории граждан ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на основании заключенных договоров с Администрацией г. Белогорска.
Всего за указанный период ОАО "Дальсвязь" предоставило льгот на сумму 811944 руб., в том числе в 2001 году - 247007 руб., в 2002 году - 564937 руб., возмещено соответственно: 195338,71 руб. и 80041,20 руб., задолженность составила за 2001 год - 48739,72 руб., за 2002 год - 484897,37 руб., всего - 563637,08 руб., что подтверждается имеющимися в материалах дела документами и не оспаривается сторонами.
Ввиду невозмещения указанных расходов из бюджетов всех уровней истец обратился с настоящим иском в суд.
В силу пунктов 17, 18 статьи 4 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Российская Федерация приняла на себя обязательства по установлению федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета на социальную защиту инвалидов.
В соответствии со статьей 30 ФЗ "О связи" порядок возмещения предприятиям связи недополученных в результате предоставления льгот доходов определяется Правительством РФ и органами государственной власти субъектов федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году (действие которого продлено на 2001-2003 годы) операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ФЗ "О ветеранах".
Указанные Правила устанавливают порядок возмещения операторам связи расходов, понесенных ими с предоставлением услуг связи инвалидам и ветеранам за счет средств федерального бюджета, направленных Министерству труда РФ, которое в пределах выделяемых Министерством финансов РФ средств распределяет ассигнования по субъектам Российской Федерации и перечисляет их органам социальной защиты субъектов через органы федерального казначейства.
Как следует из обстоятельств дела, Департаментом социальной защиты Амурской области были получены в пределах лимитов бюджетных обязательств через Министерство труда и социального развития РФ средства в 2001 году - 13285470 руб., в 2002 году - 22218300 руб. только на исполнение ФЗ "О ветеранах", которые полностью им использованы по целевому назначению. Доказательство обратного ответчиком не представлено.
Как установлено судом, утвержденные приложением N 26 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" средства на реализацию остальных льгот по ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в бюджет Амурской области из федерального бюджета поступили в сумме 68682 тыс. руб.; приложением N 13 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" - 72342 тыс. руб., в качестве субсидий из Фонда компенсаций в порядке, установленном Постановлением Правительства от 14.07.2001 N 536 через счета субъектов Федерации.
Эти средства распределены в бюджеты муниципальных образований, в том числе, согласно Законов Амурской области "Об областном бюджете на 2001 год" г. Белогорску выделено 5690 тыс. руб.; "Об областном бюджете на 2002 год" - 5242 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не представлено.
Поскольку в федеральном бюджете в 2001-2002 годах средства на компенсацию затрат, связанных с предоставлением инвалидам льгот по ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по оплате услуг за пользование радио и телефоном в порядке, установленном Постановлением Правительства N 963 от 1-5.12.2000 главному распорядителю Минтруда и социального развития РФ не утверждались, а переданных в порядке компенсации остальных льгот по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" из Фонда компенсаций субсидий оказалось недостаточно, суд правомерно возложил ответственность по возмещению убытков истца на казну Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий.
Поскольку государственные полномочия по предоставлению установленных федеральными законами льгот профинансированы из федерального бюджета не в полном объеме, арбитражный суд правомерно взыскал расходы истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
При этом суд обоснованно отклонил доводы Минфина РФ о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство труда и социального развития РФ, поскольку доказательств неисполнения последним обязательств по перечислению средств федерального бюджета субъектам ответчиком не представлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.02.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-9088/04-15/404 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 мая 2005 г. N Ф03-А04/05-1/1172
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании