Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 мая 2005 г. N Ф03-А73/05-2/16
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от индивидуального предпринимателя Жолобова А.И.: Якимова О.В., представитель по доверенности б/н от 17.12.2003, Якимов В.Г., представитель по доверенности б/н от 12.02.2004, Филимоненко Т.И., представитель по доверенности б/н от 15.03.2005 от администрации г. Хабаровска: Лазутина В.А., представитель по доверенности 1.33-97 от 29.03.2005, Коваленко М.В., представитель по доверенности N 1.33-214 от 29.12.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы администрации г. Хабаровска и индивидуального предпринимателя Жолобова Анатолия Ивановича на решение от 30.11.2004 по делу N А73-6174/2004-21 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению индивидуального предпринимателя Жолобова Анатолия Ивановича к администрации г. Хабаровска о признании недействующим постановления Мэра г. Хабаровска от 11.06.2003 N 744.
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2005 года.
Индивидуальный предприниматель Жолобов Анатолий Иванович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением (с учетом уточнения) к администрации г. Хабаровска (далее - администрация) о признании недействующим постановления Мэра г. Хабаровска от 11.06.2003 N 744 "О создании комиссии по рассмотрению предложении об открытии новых и изменении схем существующих маршрутов транспорта общего пользования в г. Хабаровске" (далее - постановление Мэра г. Хабаровска от 11.06.2003 N 744).
Определением суда от 03.08.2004 производство по делу прекращено на том основании, что оспариваемое постановление не затрагивает интересы индивидуального предпринимателя Жолобова А.И. в сфере предпринимательской деятельности и не препятствует ему при осуществлении пассажирских перевозок. При этом суд первой инстанции исходил из того, что принимаемые решения комиссии, действующей на основании оспариваемого постановления, могут влиять на осуществление предпринимателем предпринимательской деятельности, которые он вправе - обжаловать в арбитражный: суд, в порядке норм процессуального права, Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.09.2004 определение суда первой инстанции отменено, а дело передано на новое рассмотрение ввиду рассмотрения арбитражным судом спора в незаконном составе - единолично судьей, а не коллегиально, так как предметом оспаривания являлся нормативный правовой акт муниципального органа.
При новом рассмотрении решением суда от 30.11.2004 требования предпринимателя удовлетворены частично. Признано недействующим Положение "О комиссии по рассмотрению предложений об открытии новых и изменении схем существующих маршрутов транспорта общего пользования в г. Хабаровске" утвержденное Постановлением Мэра г. Хабаровска от 11.06.2003 N 744 (далее - Положение о комиссии), в части: наделения комиссии полномочиями по принятию решений о возможности и необходимости открытия маршрута; непривлечения заявителей для участия в работе комиссии по обследованию маршрута; неустановления сроков рассмотрения заявлений об открытии новых маршрутов. В остальной части заявленных требований предпринимателю отказано. Судебный акт мотивирован тем, что положения, признанные судом недействующими, противоречат пункту 1 статьи 8, пункту 1 статьи 34 Конституции РФ, Положению "Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденному приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 N 2, Положению "Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.1995 N 27.
В апелляционной инстанции дели не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется по кассационным жалобам администрации и предпринимателя.
Администрация в кассационной жалобе выражает несогласие с решением суда в части признания недействующими отдельных требований, содержащихся в Положении о комиссии, полагая при этом, что судом неправильно применены нормы материального права. В обоснование доводов жалобы администрация ссылается на отсутствие в ее действиях по принятию оспариваемого постановления каких-либо нарушений, которые бы ущемляли права и законные интересы предпринимателя. Далее в кассационной жалобе администрация приводит доводы, которые свидетельствуют о несоответствии выводов суда нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
В кассационной жалобе предпринимателя содержатся доводы, обосновывающие его позицию относительно рассматриваемого спора. Предприниматель считает, что при вынесении решения суд в неполном объеме осуществил проверку оспариваемого акта администрации на предмет его соответствия требованиям действующего законодательства, что в результате привело к незаконности принятого по делу судебного акта. По мнению заявителя жалобы, судом нарушены нормы процессуального права и неправильно применены нормы материального права. В жалобе содержатся доводы, указывающие на создание дискриминирующих условий для деятельности частных перевозчиков административным путем и, как следствие, противоречие положений акта Мэра г. Хабаровска требованиям законодательства, которое регулирует осуществление пассажирских перевозок пассажиров общественным и иным, с ним связанным, транспортом.
Изложенные в кассационных жалобах доводы поддержаны в заседании суда представителями лиц, участвующих в деле.
В отзывах на кассационные жалобы содержатся возражения, которые отражают позиции администрации и предпринимателя, а также опровергают доводы, которыми обосновываются жалобы заявителей.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 27.04.2005 до 04.05.2005.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судом норм материального и норм процессуального права в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, кассационная инстанция установила следующее.
Как видно из материалов дела, 11.06.2003 Мэром г. Хабаровска принято постановление N 744 "О создании комиссии по рассмотрению предложений об открытии новых и изменении схем существующих маршрутов транспорта общего пользования в городе Хабаровске", которым утвержден состав комиссии по рассмотрению предложений об открытии новых и изменении схем существующих маршрутов транспорта общего пользования в городе Хабаровске (приложение N 1) и утверждено Положение "О комиссии по рассмотрению предложений об открытии новых и изменении схем существующих маршрутов транспорта общего пользования в городе Хабаровске" (приложение N 2). Контроль за выполнением настоящего постановления возложен на заместителя Мэра города Хабаровска по промышленности, транспорту и связи.
В названное постановление Мэра г. Хабаровска постановлением от 09.12.2003 N 1640 внесены изменения, касающиеся приложений 1 и 2, утвержденных постановлением от 11.06.2003 N 744 и действовавшие в период спорных правоотношений, рассматриваемых в суде.
Не согласившись с постановлением Мэра г. Хабаровска от 11.06.2003 N 744, предприниматель оспорил его в судебном порядке, считая при этом, что названное постановление противоречит нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, ограничивая его самостоятельность, как хозяйствующего субъекта, и вводя дискриминационные условия деятельности в области перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории города Хабаровска.
Арбитражный суд, рассмотрев настоящий спор по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ, удовлетворил частично заявленные требования предпринимателя, усмотрев в оспариваемом постановлении положения, нарушающие права и законные интересы предпринимателя в сфере осуществления им пассажирских перевозок.
Между тем, данный вывод суда следует признать ошибочным в силу нижеследующего.
Согласно статье 29 и части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным"судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
В статье 52 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
По существу, Закон установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В тоже время при рассмотрении настоящего спора необходимо учитывать, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации").
Из содержания постановления Мэра г. Хабаровска от 11.06.2003 N 744 следует, что оно принято в соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Положением "Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденным приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 и Уставом муниципального образования города Хабаровска.
В силу пункта 1 и подпункта 20 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ, организация транспортного обслуживания находится в ведении муниципальных образований и отнесена к вопросам местного значения. В пункте 6 статьи 72 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" определено, что городская администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности; осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города; утверждает маршруты и графики движения местного транспорта; привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города; обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе; организует и контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах.
При этом статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" относит к вопросам организации дорожного движения комплекс правовых, организационных, технических мероприятий и распорядительных действий по управлению дорожным движением.
Таким образом, на органы местного самоуправления в сфере транспортного обслуживания возложены функции как организационного, так и контрольно-распорядительного характера.
В соответствии с Уставом муниципального образования города Хабаровска, принятым решением Хабаровской городской Думы от 03.01.2002 N 162 (с учетом изменений и дополнений), в структуре администрации города создаются комиссии, которые принимают решения в коллегиальном порядке. Цели, задачи, полномочия, состав комиссии определяются актами Мэра города.
Таким образом, по смыслу указанных выше правовых норм в системной связи с анализом целей содержания и характера принятого Мэром г. Хабаровска постановления от 11.06.2003 N 744 усматривается, что данное постановление не отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку является актом организационно-процедурного характера, в котором регламентирована деятельность администрации в лице ее структурного подразделения - комиссии, по возложению и исполнению полномочий, установленных действующим законодательством, в области организации транспортного обслуживания населения на территории города Хабаровска.
Поскольку оспариваемый акт не обладает признаками нормативного правового акта, то спор не подлежал рассмотрению в арбитражном суде в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда от 30.11.2004 подлежит отмене, а дело - прекращению, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.11.2004 по делу А73-6174/2004-21 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Производство по делу А73-6174/2004-21 прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 мая 2005 г. N Ф03-А73/05-2/16
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании