Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 июня 2005 г. N Ф03-А73/05-1/1593
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Л.С. Громова главный бухгалтер по доверенности от 02.03.2005 N 1/124, А.З. Ершова по доверенности от 16.02.2005 N 1/104, от ответчика: Финансового департамента администрации г. Хабаровска - Е.А Трунова главный специалист по доверенности от 28.12.2004 N 04-02/2420, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на постановление от 17.02.2005 по делу N А73-10565/2004-28 (АИ-1/131/05-47) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Домоуправления N 8 Хабаровской КЭЧ к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска о взыскании 770347 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2005 года.
Домоуправление N 8 Хабаровской КЭЧ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска о взыскании 770347 руб., составляющих убытки от предоставления отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг за 2002 год в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Решением от 27.12.2004 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.02.2005 решение от 27.12.2004 изменено, исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным ФЗ "О ветеранах" не выделялись.
Не согласившись с состоявшимся решением от 27.12.2004 и постановлением апелляционной инстанции от 17.02.2005 Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот ветеранам.
Указывает на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что у истца отсутствует право на предъявление имущественных требований к казне Российской Федерации, так как истребуемая сумма представляет собой расходы, образовавшиеся у бюджетного учреждения в результате финансируемой собственником деятельности, для которой истец был создан.
Представители Домоуправления N 8 Хабаровской КЭЧ, Финансового департамента администрации г. Хабаровска выразили согласие с принятым судебным актом и просили оставить его без изменения.
Министерство финансов Хабаровского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направило.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, Домоуправление N 8 Хабаровской КЭЧ в 2002 году предоставляло за счет собственных средств льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг ветеранам боевых действий, инвалидам ВОВ, участников ВОВ, членам семей погибших участников ВОВ, ветеранам военной службы, несовершеннолетним узникам фашистских лагерей, проживающим в жилом фонде Министерства обороны РФ на сумму 770347 руб., в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Ввиду невозмещения указанных расходов Домоуправление N 8 Хабаровской КЭЧ обратилось с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, суд правомерно руководствовался статьей 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей возмещение указанных расходов за счет средств бюджетов субъектов Федерации, а также учет этих расходов органами государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, имеющих целевое назначение.
Порядок возмещения данных расходов утверждается Правительством Российской Федерации. Однако Правительством Российской Федерации в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию льгот по рассматриваемому закону.
Постановлением Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Как правильно установлено судом, целевые денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета не выделялись, так как указанные расходы не утверждались соответствующим законом о бюджете.
Вместе с тем Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" предусмотрено направление денежных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" в сумме 587377 тыс. руб.
Доводы Министерства финансов РФ о том, что финансирование расходов на реализацию льгот по социальной защите ветеранов в части, отнесенной Законом к полномочиям субъекта Федерации, должно осуществляться самим субъектом из источников формируемых за счет собственных средств, не соответствует статьям 84, 130 Бюджетного кодекса РФ о целевом направлении средств федерального бюджета в бюджет нижестоящих уровней на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край финансовыми средствами для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Хабаровска, поэтому суд апелляционной инстанции правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 770347 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии у истца права на предъявление иска подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку Гражданский кодекса РФ не исключает возможности наличия убытков у организаций любой форм собственности. Кроме того, в 2002 году статья бюджета 110760, по которой домоуправлениям возмещались убытки, связанные с предоставлением льгот, отменена.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 17.02.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-10565/2004-28 (АИ-1/131/05-47) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 июня 2005 г. N Ф03-А73/05-1/1593
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании