Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 апреля 2005 г. N Ф03-А51/05-1/877
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 25.11.2004, постановление от 27.01.2005 по делу N А51-10797/2004 27-275 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Кавалеровского отделения филиала "Дальэнергосбыт" к Администрации муниципального образования "Кавалеровский район" о взыскании 19891,43 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 19.04.2005. Полный текст постановления изготовлен 25.04.2005.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Кавалеровского отделения филиала "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования "Кавалеровский район" о взыскании 19891,43 руб. расходов, связанных с предоставлением в период с января по декабрь 2003 года гражданам льгот по оплате потребленной электрической энергии, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
Определением суда от 02.09.2004 по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Департамент финансов администрации Приморского края, Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю.
Решением суда от 25.11.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.01.2005, требования истца удовлетворены путем взыскания названной суммы с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, который просит их отменить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей предоставление льгот за счет средств бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов, с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета, а также неприменение положений постановления Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах", согласно которым государственные полномочия Российской Федерации по финансированию льгот про коммунальным услугам переданы на муниципальный уровень.
По его мнению, Минфин РФ не является стороной по договору на возмещение дотационной составляющей оплаты населению теплоэнергии и потому не может являться ответчиком по настоящему иску.
Считает, что требования истца в заявленном размере не подтверждены надлежащими документами.
В судебное заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Как установлено судом, истец на основании ФЗ "О ветеранах" и во исполнение договора N 387 от 28.05.2001, заключенного с Администрацией "Кавалеровский район", за счет собственных средств предоставил в 2003 году гражданам, имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате потребленной электрической энергии.
В связи с неполным возмещением государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления истцу расходов заявлены настоящие исковые требования о взыскании 19891,43 руб.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. За счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.
Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, имеющих целевое назначение.
При этом, порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому закону.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 (действующим до 07.07.2003), главы IV.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
При этом Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Как установлено судом, в спорный период средства на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края не передавались, как не предусмотренные ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год".
Наряду с этим, Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2003 год" от 21.01.2003 N 31-КЗ (с изменениями на 26.08.2002) в составе расходов бюджета Приморского края предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах" в части предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 259035 тыс. руб., в том числе, Кавалеровскому району в размере 5682 тыс. руб.
В соответствии с Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2003 год" от 21.01.2003 N 31-КЗ средства на указанные цели доведены до муниципального образования "Кавалеровский район" в полном объеме и направлены на погашение задолженности перед предприятиями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги.
Доказательств нецелевого использования бюджетных средств в материалах дела не имеется.
Вместе с тем, объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на компенсацию расходов предприятий, предоставивших ветеранам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг не удовлетворил его потребности в средствах на указанные цели.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2003 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ст.ст. 15, 16, 125, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Доводы заявителя жалобы в части неподтверждения истцом объема предоставленных в спорный период льгот, были предметом исследования в суде апелляционной инстанции и правомерно признаны необоснованными, как противоречащие материалам дела.
Подлежат отклонению также доводы Минфина РФ о необоснованном привлечении его к участию в деле в качестве ответчика, поскольку согласно соглашению N 034-57/02, на которое при этом ссылается заявитель, Администрация г. Владивостока приняла обязательство по возмещению предоставленных льгот в пределах средств, полученных из краевого бюджета. Обязанность возместить расходы истца за счет средств казны Российской Федерации в лице Минфина РФ в части, необеспеченной финансовыми ресурсами при передаче государственных полномочий на другие уровни власти, вытекает из приведенных выше нормативно-правовых актов.
Таким образом, решение и постановление суда приняты с соблюдением норм процессуального и материального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 25.11.2004, постановление от 27.01.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-10797/04 27-275 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 апреля 2005 г. N Ф03-А51/05-1/877
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании