Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 июня 2005 г. N Ф03-А59/05-1/1619
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области на решение от 21.04.2004, постановление от 18.02.2005 по делу N А59-1358/03-С/20 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску открытого акционерного общества "Сахалинэнерго" к Финансовому управлению администрации МО Макаровский район, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, третье лицо: Отдел социальной защиты населения МО Макаровский район, о взыскании 417336,27 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2005 года.
Открытое акционерное общество "Сахалинэнерго" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Финансовому управлению администрации МО Макаровский район, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области о взыскании 417336,27 руб., составляющих убытки от предоставления отдельным категориям граждан по оплате электрической энергии в период с октября 2002 года по марта 2003 года в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О реабилитации жертв политических репрессий".
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление социальной защиты населения МО Макаровский район.
До вынесения решения истец уменьшил размер исковых требований до 127533,35 руб. и просил взыскать расходы, понесенные в 4 квартале 2002 года в связи с реализацией ФЗ "О ветеранах", в остальной части сумма исковых требований погашена Финансовым управлением МО Макаровский район.
Решением от 21.04.2004 исковые требований удовлетворены в уточненном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то, что из федерального бюджета в спорный период целевые денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным ФЗ "О ветеранах", не выделялись. В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.02.2005 решение от 21.04.2004 изменено в части, с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации взысканы расходы в сумме 123855,05 руб., так как в расчет иска необоснованно была включена сумма 3678,30 руб.
Не согласившись с состоявшимся решением от 21.04.2004 и постановлением апелляционной инстанции от 18.02.2005, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области в своей кассационной жалобе просит их отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы, заявитель приводит доводы о том, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот ветеранам.
Указывает на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, заявитель оспаривает выводы суда о доказанности размера исковых требований.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, ОАО "Сахалинэнерго" в период с октября 2002 года по март 2003 года предоставило льготы по оплате электроэнергии ветеранам на сумму 123855,05 руб. на основании ФЗ "О ветеранах" и договора с Администрацией Макаровского района, что подтверждается двухсторонними актами сверки расчетов истца с Управлением социальной защиты населения МО Макаровский район, а также первичными документами.
Ввиду невозмещения расходов на указанную сумму из бюджета государственными органами власти и местного самоуправления, ОАО "Сахалинэнерго" обратилось с настоящим иском в суд.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, суд правомерно руководствовался статьей 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей возмещение указанных расходов за счет средств бюджетов субъектов Федерации, а также учет этих расходов органами государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, имеющих целевое назначение.
Порядок возмещения данных расходов утверждается Правительством Российской Федерации. Однако Правительством Российской Федерации в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию льгот по рассматриваемому закону.
Постановлением Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Как правильно установлено судом, целевые денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета не выделялись, так как указанные расходы не утверждались соответствующим законом о бюджете.
Вместе с тем согласно статье 19 Закона Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2002 год" предусмотрена передача отдельных государственных полномочий Сахалинской области муниципальным образованиям с передачей финансовых средств для их обеспечения в сумме 2916 тыс. руб., в том числе МО Макаровский район - 42 тыс. руб.
Кроме того, субвенция на реализацию ФЗ "О ветеранах" из бюджета Сахалинской области МО Макаровский район составила 2051 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования муниципальным образованием Макаровский район денежных средств в деле не имеется.
Поскольку этих средств муниципальному образованию для компенсации расходов по ФЗ "О ветеранах" оказалось недостаточно, суд правомерно, на основании пункта 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления", освободил Администрацию Макаровского района от ответственности по иску.
При указанных обстоятельствах, суд правомерно возложил ответственность по иску за неисполнение ФЗ "О ветеранах" на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 18.02.2005 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-1358/03-С5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 июня 2005 г. N Ф03-А59/05-1/1619
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании