Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 декабря 2005 г. N Ф03-А59/05-1/4503
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области на решение от 06.09.2005 по делу N А59-5607/04С17 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания" к Министерству финансов РФ, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Департаменту социальной защиты населения Сахалинской области, Финансовому управлению Администрации муниципального образования Долинский район о взыскании 1323018 руб. 84 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2005 года. Полный текст постановления изготовлен 27.12.2005 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Департаменту социальной защиты населения Сахалинской области, Финансовому управлению Администрации муниципального образования "Долинский район" о взыскании 1294707,53 руб. выпадающих доходов, возникших в связи с предоставлением в 2004 году льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Законом РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" на сумму 9561,81 руб., ФЗ РФ "О ветеранах" на сумму 196308,84 руб., ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на сумму 278,4 руб., ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", на сумму 92578,80 руб., Законом Сахалинской области от 26.12.2001 N 306 "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов Великой отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" в сумме 100,98 руб., ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР (специалисты работающие на селе) в сумме 994294,25 руб., ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" в сумме 1685,43 руб.
Решением суда от 06.09.2005 исковое требование в уточненном размере удовлетворено за счет Казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого по делу решения проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области, которое оспорило судебный акт в части взыскания судом за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ суммы расходов по ФЗ "О социальной защите инвалидов" (в сумме 92578,80 руб.), ФЗ РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в сумме 278,4 руб.), Законом РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" (в сумме 9561,81 руб.), ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Труда Славы", полагая что он незаконный и необоснованный в этой части, поскольку свои обязательства Минфина РФ исполнил полностью, перечислив в бюджет субъекта РФ утвержденные ФЗ "О федеральном бюджете на 2004" целевые средства в сумме 76093 тыс. руб., из которых 4283791,29 руб. недоиспользованы по назначению и находятся на лицевом счете Главного финансового управления Сахалинской области в УФК по Сахалинской области.
Стороны, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в рассмотрении кассационной жалобы не участвовали, Главное финансовое управление Сахалинской области в своем отзыве жалобу отклонило полностью, другие стороны отзывы на жалобу не предоставили.
При проверке законности обжалованного судебного акта в соответствии со ст. 286 АПК РФ в пределах доводов указанных в кассационной жалобе, установлено, что он отмене или изменению не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено судом, факты предоставления истцом в 2004 году льгот, установленных указанным федеральным законодательством по оплате услуг ЖКХ и наличие задолженности в заявленной сумме подтверждаются надлежаще оформленными документами, и ни одной из сторон не оспариваются.
Порядок финансирования и возмещения организациям ЖКХ расходов по реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий, ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" в части предоставления гражданам льгот по оплате услуг ЖКХ за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ для возмещения фактически произведенных расходов предусмотрен ст. 15.6 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1 (введенной ФЗ от 06.05.2003 N 52-ФЗ).
При рассмотрении спора суд правомерно исходил из вышеназванных нормативных актов с учетом норм Конституции РФ, ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетного кодекса РФ, а также Постановления Правительства РФ N 584 от 15.08.2004 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", предусматривающих возложение на субъект РФ ответственности за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Как следует из обстоятельств дела ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" в составе Фонда компенсаций бюджету Сахалинской области на исполнение названных законов запланировано и поступило 76093 тыс. руб., которые в полном объеме переданы в бюджеты муниципальных образований. Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета администрацией МО Долинский район не имеется.
Вместе с тем, объем переданных средств не покрывает расходы предприятий района по предоставлению льгот, установленных названным законом.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральным законом льгот, суд правомерно взыскал понесенные истцом расходы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
При этом, обоснованно, при установленных обстоятельствах и в силу вышеназванных нормативных актов, освобожден от ответственности по иску субъект РФ, а также муниципальное образование - на основании ФЗ N 126-ФЗ от 25.09.1997 "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" ФЗ N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Довод заявителя жалобы о том, что субъектом недоиспользованы целевые субвенции в сумме 4283791,29 руб. за счет которых могли быть удовлетворены требования истца, правомерно не принят судом, поскольку их возврат МО г. Южно-Сахалинск на счет Главного финансового управления Сахалинской области произведен 11.03.2005, согласно представленного реестра расходных документов и с согласия Министерства финансов РФ от 30.09.2005 субъектом РФ переданы вновь в бюджет МО г. Южно-Сахалинск на погашение кредиторской задолженности по указанным расходам по состоянию на 01.01.2005.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.09.2005 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-5607/04-С17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из обстоятельств дела ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" в составе Фонда компенсаций бюджету Сахалинской области на исполнение названных законов запланировано и поступило 76093 тыс. руб., которые в полном объеме переданы в бюджеты муниципальных образований. Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета администрацией МО Долинский район не имеется.
...
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральным законом льгот, суд правомерно взыскал понесенные истцом расходы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
При этом, обоснованно, при установленных обстоятельствах и в силу вышеназванных нормативных актов, освобожден от ответственности по иску субъект РФ, а также муниципальное образование - на основании ФЗ N 126-ФЗ от 25.09.1997 "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" ФЗ N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 декабря 2005 г. N Ф03-А59/05-1/4503
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании