Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 февраля 2006 г. N Ф03-А73/06-1/578
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 20.10.2005, постановление от 22.12.2005 по делу N А73-6667/2005-31 (АИ-1/1444/05-37) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Открытого акционерного общества "Охотская электростанция" к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, 3-и лица: Комитет социальной защиты населения администрации Охотского муниципального района, администрация Охотского муниципального района Хабаровского края, о взыскании 128741 руб. 01 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2006 года.
Открытое акционерное общество "Охотская электростанция" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании 128741 руб. 01 коп. убытков от предоставления в 2002 году льгот по оплате электроэнергии гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет социальной защиты населения администрации Охотского муниципального района, администрация Охотского муниципального района Хабаровского края.
Решением суда от 20.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.12.2005, исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ в сумме 107950 руб. 89 коп. со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не выделялись. В остальной части иска отказано.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ, считающего судебные акты подлежащими отмене в результате неправильного применения судом норм материального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Также считает, что ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено предоставление дополнительных средств бюджетам субъектов РФ - поступления от налога на доходы физических лиц, а их целевой характер предусмотрен Методикой расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2002 год.
Помимо этого сослался на другие основания для признания судебных актов незаконными.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено из материалов дела, истец в период с 01.01.2002 по 31.12.2002 во исполнение договора от 01.01.2002, заключенного с Комитетом соцзащиты населения администрации Охотского района, предоставлял льготы ветеранам по оплате электроэнергии.
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным ветеранам льготам за указанный период ОАО "Охотская электростанция" обратилось с настоящим иском в суд.
В соответствии со статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются в порядке межбюджетных отношений при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативно-правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Таким образом, судом обеих инстанций правильно сделан вывод, что компенсация расходов, понесенных истцом при предоставлении льготы по оплате электроэнергии ветеранам, должна производиться из федерального бюджета.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" не утверждено расходных статей, предусматривающих целевое выделение денежных средств в бюджеты субъектов РФ на реализацию льгот по ФЗ "О ветеранах".
Ссылка Министерства финансов РФ на то, что в Методике расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2002 год предусмотрено выделение Хабаровскому краю средств на реализацию ФЗ "О ветеранах", не может быть принята во внимание, поскольку указанные дотации, подлежащие передаче из федерального бюджета в бюджет края, не содержат указание на целевое назначение этих средств, а являются дотациями на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Кроме того, судом установлено, что приложением N 14 к Закону Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" предусмотрена передача Охотскому району государственных полномочий Хабаровского края на реализацию ФЗ "О ветеранах" в сумме 1800 тыс. рублей.
Доказательств нецелевого использования муниципальным образованием данных средств в деле не имеется.
Объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на рассматриваемые цели не удовлетворил его потребность в средствах на компенсацию расходов предприятий, предоставивших ветеранам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, Хабаровский край как субъект Федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных краевым бюджетом при реализации ФЗ "О ветеранах", предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию указанного Закона в пределах своих финансовых возможностей.
В связи с этим доводы Министерства финансов РФ о необоснованном возложении на него ответственности несостоятельны.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В остальной части судебные акты являются законными и обоснованными и не обжаловались сторонами.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.10.2005 и постановление от 22.12.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-6667/2005-31 (АИ-1/1444/05-37) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 февраля 2006 г. N Ф03-А73/06-1/578
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании