Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 февраля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/475
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Фирсова С.Ю. - юрисконсульт по доверенности N Д50 от 01.09.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 26.09.2005, постановление от 12.12.2005 по делу N А51-4731/05 22-69 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Приморский водоканал" к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, администрации МО г. Владивостока, Департаменту финансов администрации Приморского края о взыскании 7288746 рублей 64 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2006 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Приморский водоканал" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, администрации МО г. Владивосток, Департамента финансов администрации Приморского края 7288746 рублей 64 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в период с августа по декабрь (включительно) 2004 года льгот гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования и просил взыскать 7108781 рубль 35 копеек, в связи с частичной оплатой долга в декабре 2004 года в сумме 179965 рублей 29 копеек.
Решением суда от 26.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.12.2005, исковые требования удовлетворены в уточненном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.
При этом суды обеих инстанции исходили из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ - Приморский край, финансовыми средствами для реализации в полном объеме понесенных истцом и другими поставщиками коммунальных услуг расходов, связанных в реализацией льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", и в нарушение п. 2 ст. 10 указанного Закона не учло при формировании федерального бюджета на 2004 год отдельной строкой средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам.
Отказ в иске к Департаменту финансов администрации Приморского края, администрации МО г. Владивосток суд мотивировал тем, что указанные ответчики возместили часть расходов предприятиям, предоставляющим льготы во исполнение ФЗ "О ветеранах" в спорный период в пределах своих финансовых возможностей за счет собственных средств.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой он просит решение и постановлением апелляционной инстанции отменить как необоснованные и вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указывает на то, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.
В судебном заседании представитель истца кассационную жалобу отклонил в полном объеме и просил принятые по делу судебные акты оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Представители других лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, отзывы не представили.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами обеих инстанции норм права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, КГУП "Приморский водоканал" на основании договора N 065-136/04Н в период с августа по декабрь (включительно) 2004 года за счет собственных средств предоставлялась в соответствии с ФЗ "О ветеранах" льгота в виде 50% скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг жителям муниципального образования г. Владивосток, подпадающим под действие этого закона.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в сумме 7108781 рубля 35 копеек на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Факт предоставления истцом льгот по оплате коммунальных услуг в спорный период гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах" подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Так, статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление установлено Министерство финансов Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.
Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" не утверждались и не предусматривались как отдельный вид расходов в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
В соответствии с Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" от 29.12.2003 N 91-КЗ из краевого бюджета возмещение расходов на компенсацию льгот в бюджет МО г. Владивосток запланировано в сумме 146262000 рублей на реализацию ФЗ "О ветеранах".
Недофинансирование запланированных расходов явилось следствием неисполнения части краевого бюджета на 2004 год, в связи с чем, было профинансировано исходя из фактически поступивших в бюджет средств.
В данном случае Приморский край, как субъект федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных краевым бюджетом при реализации ФЗ "О ветеранах", влекущее дополнительные расходы бюджета, предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию указанного ФЗ, но в пределах своих финансовых возможностей.
Вместе с тем, объем передаваемых субъектом средств не покрывает расходы предприятий на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
Поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета в спорный период не выделялись, полученные из бюджета субъекта РФ денежные средства переданы муниципальным образованиям Приморского края полностью и доказательств нецелевого использования их не имеется, поэтому надлежащим ответчиком по делу правомерно признано Министерство финансов РФ.
Так как Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край - финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Владивостока, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 7108781 рубля 35 копеек за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 26.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 12.12.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4731/05 22-69 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 февраля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/475
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании