Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 февраля 2006 г. N Ф03-А51/05-1/4921
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Военной прокуратуры Тихоокеанского флота: Болотов Е.Г. - заместитель начальника отдела по удостоверению N 112388, от администрации Приморского края: Ширинский А.В. - консультант по доверенности N 11-25/3184 от 01.06.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы администрации г. Владивостока, администрации Приморского края на решение от 22.07.2005, постановление от 21.09.2005 по делу N А51-2432/05 16-52 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Военного прокурора Тихоокеанского флота в интересах 1976 Отделения морской инженерной службы к администрации Приморского края; 3-и лица: ОАО "Дальэнерго", администрация г. Владивостока, о признании недействительным распоряжения.
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2006 года.
Военный прокурор Тихоокеанского флота обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, в интересах 1976 Отделения морской инженерной службы (далее - 1976 ОМИС), с учетом уточенных требований, о признании недействительным пункта 1 распоряжения губернатора Приморского края N 657-р от 06.12.2004 "О переводе расположенных на островах Русский и Попова лесных земель в нелесные земли, земель лесного фонда в земли иных категорий для строительства высоковольтного перехода о. Русский - о. Попова".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Дальэнерго", администрация г. Владивостока.
Решением от 22.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.09.2005, требования Военного прокурора ТОФ удовлетворены в заявленном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация г. Владивостока и администрация Приморского края обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление как принятые с нарушением норм материального права отменить, в удовлетворении требований Военного прокурора отказать. По существу доводы жалоб, со ссылкой на статьи 10, 49 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ N 455 от 03.09.2004 "Об утверждения положения о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом", сводятся к опровержению выводов суда о несоответствии обжалуемого распоряжения нормам закона и нарушении прав и законных интересов 1976 ОМИС, в частности заявители указали, что издание оспариваемого распоряжения связано с необходимостью размещения линейного объекта регионального значения, а именно строительства высоковольтного электроперехода о. Русский - о. Попова, что входит в компетенцию губернатора края и допустимо законом; до настоящего времени спорный земельный участок не изъят у Министерства обороны РФ и до принятия Правительством РФ соответствующего акта о переводе земель лесного фонда изъятие данных земель осуществлено не будет.
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном в судебном заседании кассационной инстанции, Военный прокурор ТОФ против доводов жалобы возражает, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.
Представитель администрации Приморского края в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме, дав по ней объяснения. Иные лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Проверив законность состоявшихся судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа правовых оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены не установил.
Как следует из материалов дела, 06.12.2004 губернатор Приморского края издал распоряжение N 657-р "О переводе расположенных на островах Русский и Попова лесных земель в нелесные земли, земель лесного фонда в земли иных категорий для строительства высоковольтного перехода о. Русский - о. Попова", согласно пункту 1 которого из земель военного лесничества N 247 1976 ОМИС на острове Русском подлежат изъятию для государственных нужд участки площадью 0,0094 га и 15,2 га и предоставлению ОАО "Дальэнерго" для строительства электроперехода о. Русский - о. Попова.
Считая, что пункт 1 данного распоряжения подлежит признанию недействительным как принятый в нарушение закона и нарушающий права и интересы 1976 ОМИС, Военный прокурор ТОФ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с положениями Главы 24 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным необходимо доказать в совокупности наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту; нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Удовлетворяя требования заявителя, суд обеих инстанций, руководствуясь ст. 9, 10, 49 ЗК РФ, ст. 46, 63 ЛК РФ, Постановлением Правительства РФ N 455 от 03.09.2004 исходил из того, что согласно распоряжению N 657-р подлежащие изъятию земельные участки относятся к землям лесного фонда (леса 1 группы), изъятие которых отнесено к полномочиям Российской Федерации; перевод таких земель в нелесные осуществляется Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства. Спорный ненормативный акт принят в нарушение вышеуказанных норм права.
Как установлено судом, спорные земельные участки были предоставлены Министерству обороны на основании Распоряжения управления лесного хозяйства от 06.05.1955 N 02225. В соответствии с порядком закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 135 и по согласованию с Министерством имущественных отношений РФ, совместным приказом Министерства природных ресурсов РФ и Министерства обороны РФ N 555/592 от 15.12.2000 утверждены акты о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях Министерства обороны РФ. Военному лесничеству N 247 передано 16 194 га лесов первой группы, расположенных на земельных участках, закрепленных за Министерством обороны РФ. Исходя из положений пункта 10 статьи 1 ФЗ "Об обороне" данные земельные участки относятся к федеральной собственности.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ, осуществляет Российская Федерация (п. 2 ст. 9 ФЗ "Об обороне"). К полномочиям субъектов РФ относится изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ (п. 1 ст. 10 ФЗ "Об обороне"). Изъятие земель, занятых лесами первой группы для государственных и муниципальных нужд допускается лишь в исключительных случаях, связанных, в частности с размещением объектов государственного и муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ст. 40, 101 Земельного кодекса РФ).
В силу статьи 63 ЛК РФ перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с введением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в лесах первой группы - Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством.
С учетом вышеуказанных норм права, суд, руководствуясь положениями Лесного кодекса РФ, а также постановлением Правительства РФ N 455 от 03.09.2004, пришел к правильному выводу о том, что перевод лесных земель в лесах первой группы в нелесные, в том числе в случае строительства (реконструкции) и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов и других подобных объектов на срок строительства (реконструкции) и эксплуатации осуществляется Правительством РФ по ходатайству соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, обосновывающему необходимость перевода для указанных нужд.
Как правильно указано судом, оспариваемое распоряжение губернатора Приморского края не является таким ходатайством, поскольку носит распорядительный характер и не адресовано Правительству РФ, в связи с чем отклоняются как несостоятельные доводы заявителей жалоб, свидетельствующие об обратном.
При таких обстоятельствах, суд обеих инстанций, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, установив фактические обстоятельства дела, признал оспариваемое распоряжение N 657-р (пункт 1) принятым в нарушение норм действующего законодательства, в связи с чем пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных Военным прокурором ТОФ требований.
Учитывая вышеизложенное, по доводам, изложенным в кассационных жалобах, оснований для их удовлетворения и отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 22.07.2005, постановление от 21.09.2005 по делу N А51-2432/2005 16-52 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 февраля 2006 г. N Ф03-А51/05-1/4921
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании