Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 февраля 2006 г. N Ф03-А24/05-1/4783
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Д" на решение от 24.10.2005 по делу N А24-3039/05-13 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Д" к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации ОАО "Камчатское морское пароходство".
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2006 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Д" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому (далее - Инспекция) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о ликвидации ОАО "Камчатское морское пароходство".
Заявление обосновано тем, что оспариваемые действия Инспекции, основанные на статье 119 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998 N 6-ФЗ, совершены при отсутствии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в отношении ОАО "Камчатское морское пароходство", поскольку ни из арбитражного суда, ни от конкурсного управляющего такое определение в Инспекцию не поступало. Вследствие этого действия Инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица совершены с нарушением статьи 119 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также нарушают права и законные интересы ООО "Д", которое как кредитор ОАО "Камчатское морское пароходство" не успело в рамках конкурсного производства получить удовлетворение своих имущественных требований к должнику и понесло убытки.
Решением от 24.10.2005 в удовлетворении заявления отказано.
Решение мотивировано тем, что определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства в отношении ОАО "Камчатское морское пароходство" вступило в законную силу 29.04.2005, по почте поступило в Инспекцию в виде надлежащим образом заверенной копии и в силу статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" явилось достаточным и законным основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации данного юридического лица. Оспариваемые действия Инспекции были направлены исключительно на исполнение вступившего в законную силу судебного акта и не нарушили права и законные интересы заявителя, который в соответствии со статьей 114 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 года в течение 10 лет после завершения конкурсного производства в отношении должника имеет право требования к лицам, незаконно получившим имущество должника. Кроме того, заявитель не доказал факт нарушения его прав оспариваемыми действиями Инспекции.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "Д", ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права и несоответствие доказательствам выводов суда о том, что действиями Инспекции не нарушены права заявителя, просит решение от 24.10.2005 отменить и удовлетворить заявление ООО "Д".
Инспекция отзыв на кассационную жалобу не представила.
В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представители заявителя и Инспекции не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Инспекция в письменном заявлении от 24.01.2006 просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя, заявив одновременно о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Проверив законность решения от 24.10.2005 с учетом доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для его отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом спора по настоящему делу являются действия Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому, выразившиеся во внесении в ЕГРЮЛ 01.07.2005 записи о ликвидации ОАО "Камчатское морское пароходство" на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
По смыслу статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица подлежит государственной регистрации путем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ в порядке, установленном статьями 20-22 вышеназванного Закона.
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Обязанность по представлению в регистрирующий орган такого определения арбитражного суда в течение 10 дней с момента его вынесения возложена на конкурсного управляющего пунктом 2 статьи 119 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998 N 6-ФЗ, по правилам которого рассматривалось дело о банкротстве ОАО "Камчатское морское пароходство".
Как установил арбитражный суд первой инстанции, определением от 18.01.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.04.2005, конкурсное производство в отношении ОАО "Камчатское морское пароходство" завершено.
В нарушение пункта 2 статьи 119 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998 N 6-ФЗ конкурсный управляющий должника не представил в регистрирующий орган определение арбитражного суда от 18.01.2005 для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника.
Тем не менее, 29.06.2005 в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому по почте поступил пакет, отправителем которого значился Арбитражный суд Камчатской области, с находившимися в нем уведомлением о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15001 и надлежащим образом заверенной копией определения арбитражного суда от 18.01.2005 о завершении конкурсного производства в отношении ОАО "Камчатское морское пароходство".
На основании указанного определения Инспекцией 01.07.2005 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации ликвидации ОАО "Камчатское морское пароходство".
Установив при рассмотрении настоящего дела, что вышеназванный пакет с документами из Арбитражного суда Камчатской области в Инспекцию не направлялся, суд первой инстанции тем не менее не признал это обстоятельство основанием для признания оспариваемых действий Инспекции незаконными, поскольку факт поступления в Инспекцию определения суда от 18.01.2005 о завершении конкурсного производства в надлежаще заверенной копии установлен доказательствами по делу и внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица на основании этого определения не противоречит пункту 2 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Нарушения Инспекцией статьи 119 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998 N 6-ФЗ арбитражным судом также не установлено, поскольку согласно указанной норме права определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника и именно такое определение явилось основанием для государственной регистрации ликвидации должника.
Выводы арбитражного суда об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий Инспекции незаконными соответствуют нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм законодательства о банкротстве и о государственной регистрации юридических лиц, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, арбитражным судом не допущено.
Также соответствует материалам дела и статье 114 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998 N 6-ФЗ вывод арбитражного суда о недоказанности заявителем факта нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми действиями Инспекции.
Каких-либо доводов, опровергающих этот вывод суда, кассационная жалоба не содержит.
При изложенных обстоятельствах решение от 24.10.2005 не подлежит отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 24.10.2005 по делу N А24-3039/05-13 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 февраля 2006 г. N Ф03-А24/05-1/4783
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании