Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 февраля 2006 г. N Ф03-А51/05-1/60
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: юрисконсульт по доверенности N 62/06 от 29.12.2005 - Меньшиков В.Ф., от ответчика: представители не явились рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 16.09.2005, постановление от 07.11.2005 по делу N А51-2702/05 36-37 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Хасанский" к Администрации муниципального образования Хасанский район, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 489411 руб. 73 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2006. Полный текст постановления изготовлен 07.02.2006.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Хасанский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования Хасанский район, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 489411 руб. 73 коп. расходов, связанных с предоставлением в 2004 году инвалидам льгот по оплате теплоэнергии.
До принятия решения истец уточнил размер требований, до 394076 руб. 78 коп. после сверки расчетов с администрацией МО Хасанский район.
Решением суда от 16.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.11.2005, требование истца удовлетворено путем взыскания указанной суммы с Минфина РФ за счет Казны Российской Федерации со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", выделялись не в полном объеме.
Законность судебных актов проверяется в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, в которой предлагается их отменить, в иске к казне РФ отказать.
По мнению заявителя, взыскание убытков с Казны Российской Федерации неправомерно, так как истец не представил доказательства, что жилищный фонд, в котором проживают льготные категории граждан, относится к федеральной собственности.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", действие которого продлено на 2004 год Постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80. Данный Порядок устанавливает, что расходование предоставленных субсидий осуществляется органами соцзащиты населения субъектов РФ, муниципальных образований и другими получателями бюджетных средств на выплату денежных компенсаций инвалидам.
Полагает, что из федерального бюджета Приморскому краю выделены денежные средства в спорный период на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" полностью в пределах утвержденных на эти цели средств на основании данных Федеральной службы по труду и занятости РФ.
Вина Министерства финансов РФ, по мнению ответчика, в недофинансировании отсутствует. Также, заявитель ссылается на недоказанность истцом размера возникших у него убытков в спорный период в виду непредставления первичных платежных документов по каждому льготнику и доказательств наличия у них льготы.
Кроме того, заявитель оспаривает правомерность взыскания в составе льготной стоимости услуг налога на добавленную стоимость, ссылаясь на ст.ст. 21, 143, 146, 154 Налогового кодекса РФ.
Представители ответчиков участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения судом норм материального и норм процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом, истец на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и во исполнение заключенного с Администрацией МО Хасанский район договора за счет собственных средств предоставлял в 2004 году гражданам, имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате потребленной тепловой энергии.
В качестве доказательств предоставления истцом льгот судом исследовались данные ООО "Программы учета", в которых отражены суммы начислений выпадающих доходов за 2004 год, счета-фактуры, платежные поручения, а также акты сверки с Управлением социальной защиты населения Администрации МО Хасанский район, поэтому доводы заявителя жалобы о недоказанности истцом суммы убытков судом кассационной инстанции отклоняются.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ N 536 от 14.07.2001 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", действия которого продлено и на 2004 год предусмотрено утверждение средств на реализацию льгот инвалидам в федеральном фонде компенсаций и направление их субъектам Федерации через органы социальной защиты населения.
Суд, рассматривая спор, на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" сделал правомерный вывод о том, что источником финансирования рассматриваемых льгот является федеральный бюджет, что соответствует ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999, предусматривающему, что обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
При этом согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Судом установлено, что ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" в составе Фонда компенсаций на возмещение льгот по оплате ЖКУ в соответствии ФЗ "О внесении изменений и дополнений" в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" Приморскому краю утверждены и перечислены целевые средства в сумме 368303 тыс. руб., которые Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" распределены в бюджеты муниципальных образований, в том числе МО Хасанский район - 6201 тыс. руб. Между тем, объем переданных средств не покрывает фактические расходы предприятий Муниципального образования предоставивших льготы, предусмотренные ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не представлено.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили субъект РФ финансовыми средствами в полном объеме для реализации Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет МО Хасанский район, то арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет Казны РФ согласно статьям 16, 1069 ГК РФ.
Довод заявителя о необоснованном включении истцом в сумму убытков НДС, не могут быть приняты, поскольку материалами дела не подтверждается, что истцом предъявлены к оплате стоимость услуг с учетом этого налога.
Остальные заявителя были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.
Поскольку решение и постановление суда приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.09.2005, постановление от 07.11.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2702/05 36-37 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 февраля 2006 г. N Ф03-А51/05-1/60
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании