Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 января 2006 г. N Ф03-А73/05-1/4819
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 04.07.2005, постановление от 03.11.2005 по делу N А73-5834/2004-30 (АИ-1/1268/05-43) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика N 4" к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю, третьи лица: Правительство РФ, Правительство Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края о взыскании 12166,75 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2006 года. Полный текст постановления изготовлен 31.01.2006 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Производственный жилищный ремонтно-эксплутационный трест N 4" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 12166,75 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате коммунальных услуг с января 2001 по июнь 2002 года, в соответствии со статьей 434 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 15.11.2004 было произведено процессуальное правопреемство истца МУП "ПЖРЭТ N 4" на МУП "Служба заказчика N 4" в связи его реорганизацией. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Хабаровского края, Правительство РФ, Правительство Хабаровского края.
Решением суда от 04.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.11.2005, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Не согласившись с решением от 04.07.2005 и постановлением апелляционной инстанции от 23.11.2005, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что в 2001 денежные средства на реализацию льгот ст. 434 ТК РФ в федеральном бюджете не утверждались в законодательном порядке, а потому в силу ст. 239 БК РФ иск не может быть удовлетворен за счет бюджетных средств. В 2002 году Российская Федерация исполнила свою обязанность, связанную с предоставлением льгот сотрудникам таможенных органов, поскольку средства на указанные цели, предусмотренные статьей 57 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", направлены субъектам Федерации из Фонда компенсаций федерального бюджета. Размер субсидий Хабаровскому краю на указанные цели составил 72024 тыс. руб., которые доведены до субъекта в полном объеме.
Заявитель жалобы ссылается на необоснованное возложение судом ответственности на Министерство финансов РФ, действовавшее в рамках, определенных о федеральном бюджете.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых решения и постановления апелляционной инстанции, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, МУП "Производственный жилищный ремонтно-эксплутационный трест N 4" с января 2001 по июнь 2002 года предоставлял льготы по оплате жилья гражданам, имеющим право на получение их в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Ввиду невозмещения указанных расходов МУП "Производственный жилищный ремонтно-эксплутационный трест N 4" обратилось с настоящим иском в суд.
Статьей 46 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудникам таможенных органов и проживающим с ними совместно членам их семей предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статей 434 Таможенного кодекса РФ должностным лицам таможенных органов Российской Федерации, предоставляется скидка в размере 50% в оплате жилой площади, коммунальных услуг, а также топлива.
Порядок реализации вышеназванных льгот и источники финансирования законодателем в 2001 не были урегулированы.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
В силу указанных нормативных актов судом правильно решен вопрос о возмещении расходов истца, произведенных с января 2001 по июнь 2002 года, поскольку целевые финансовые средства в федеральном бюджете на 2001 не утверждались, а запланированные в ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и переданные в субъекты Федерации - Хабаровский край средства на указанные цели в виде субвенций из Фонда компенсаций федерального бюджета в размере 72024 тыс. руб., не обеспечили в полном объеме реализацию рассматриваемого федерального закона в порядке, предусмотренном Правительством РФ N 258 от 20.04.2002.
Доказательств нецелевого использования субъектом Федерации средств федерального бюджета Министерством финансов не представлено.
Таким образом, судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 04.07.2005, постановление апелляционной инстанции от 03.11.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-5834/2004-30 (АИ-1/1268/05-43) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 января 2006 г. N Ф03-А73/05-1/4819
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании