Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 января 2006 г. N Ф03-А51/05-1/4869
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 15.08.2005, постановление от 27.10.2005 по делу N А51-15266/04 22-300 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения Дальэнергосбыта к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Приморскому краю, администрации Приморского края, администрации МО г. Партизанск, 3 лицо - общество с ограниченной ответственностью "Программа учета" о взыскании 37654 рублей 27 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 31 января 2006 года.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации Приморского края, Администрации муниципального образования г. Партизанска 37654 рублей 27 копеек, составляющих убытки, образовавшиеся в результате предоставления льгот по оплате электроэнергии отдельным категориям граждан (почетным донорам), имеющим на это право на основании ФЗ РФ N 5142-1 от 09.06.1993 "О донорстве крови и ее компонентов", за период с 01.11.2003 по 01.07.2004.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Программы учета".
Решением суда от 15.08.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О. В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.10.2005 решение суда оставлено без изменения.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ, которое просит их отменить как принятые с нарушением норм материального права.
В обоснование своих требований заявитель приводит доводы о том, что ст. 72 Конституции РФ социальную защиту граждан, защиту прав граждан относит к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, также в силу ст. 4 ФЗ РФ "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование расходов должно осуществляться на основе федеральных, республиканских и местных программ, поэтому возложение обязанности по возмещению этих расходов за счет федерального бюджета, по его мнению, неправомерно.
Кроме того, Министерство финансов РФ ссылается на ст. 9 ФЗ РФ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", в которой говорится о необходимости решения вопроса об обеспечении бюджета того или иного уровня финансовыми ресурсами, а не об обязательной передаче денежных средств из бюджета Российской Федерации бюджетам субъектов.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебном заседании не участвовали. Отзывы на жалобу не представили.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены судебных актов в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, ОАО "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения "Дальэнергосбыт" за счет собственных средств в период с 01.11.2003 по 01.07.2004 предоставило льготы по оплате электроэнергии отдельным категориям граждан (почетным донорам) в соответствии с ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" с учетом льготной скидки в размере 50% на общую сумму 37654 рубля 27 копеек.
В связи с невозмещением ответчиками указанных расходов заявлены настоящие требования.
Согласно ст. 11 ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг. При этом ст. 4 названного Закона установлено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральных, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, нормами Закона не установлены ни конкретный размер льгот, ни порядок распределения бремени их финансирования между уровнями бюджетной системы по финансированию расходов, связанных с их предоставлением. Следовательно, Закон не позволяет сделать вывод о принятии обязательств по финансированию мероприятий, связанных с предоставлением льгот.
Как установлено судом, Законом Приморского края N 31-КЗ от 21.01.2003, в составе расходов краевого бюджета на 2003 год были предусмотрены средства за счет доходов краевого бюджета в размере 1295000 рублей на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" в части компенсации расходов на обеспечение льготной категории граждан лекарственными средствами и их расходов на зубопротезирование. Средств на компенсацию расходов по оплате за коммунальные услуги лицам, награжденным знаком "Почетный донор России" в бюджетах администрации Приморского края и администрации МО г. Партизанск не предусмотрено.
Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" были установлены субвенции бюджетам субъектов РФ, выделяемые из Фонда компенсаций на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов" в сумме 1110485 тысяч рублей.
В 2004 году бюджету Приморского края из Фонда компенсаций было выделено 2444433 рублей в виде субвенций на компенсацию затрат по предоставлению льгот Законом РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", однако, фактически произведенные расходы составили 2841136 рублей, в том числе на предоставление снижения до 50% размера оплаты коммунальных услуг произведено расходов на сумму 1275958 рублей, возмещено 1006624 рубля.
Объем переданных средств не покрывает в полном объеме расходы предприятий - поставщиков коммунальных услуг на предоставление льгот в соответствии с указанным законом. Доказательств нецелевого использования денежных средств в материалах дела не имеется.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О предоставление льгот, предусмотренных ст. 11 ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", впредь, до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Указанная правовая позиция следует из положения Конституции РФ и обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и организаций.
Остальные доводы Министерства финансов РФ были предметом рассмотрения первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку.
Таким образом, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 15.08.2005 и постановление от 27.10.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15266/2004 22-300 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 января 2006 г. N Ф03-А51/05-1/4869
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании