Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 февраля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/112
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Е.А. Валеева - заместитель начальника юридического отдела по доверенности от 10.01.2006 N 22/2, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 09.09.2005, постановление от 29.11.2005 по делу N А51-5506/05 32-93 Арбитражного суда Приморского края, по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Дальавиа" к Министерству финансов РФ, третьи лица: Департамент финансов Администрации Приморского края, Управление социальной защиты населения Администрации Приморского края о взыскании 26140 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2006 года.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Дальавиа" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов РФ о взыскании 26140 руб. расходов, понесенных в связи с авиаперевозкой граждан Наумова В.П., Шумовой Н.С, Недодевой Т.Д, имеющих право на бесплатный проезд в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Определением суда от 02.06.2005 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены Департамент финансов администрации Приморского края, Управление социальной защиты населения Администрации Приморского края.
Решением от 09.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.11.2005, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных "О социальной защите инвалидов" выделялись не в полном объеме. В иске к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить, в иске к Российской Федерации отказать.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что в соответствии со статьей 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства считает, что действующим законодательством определен источник финансирования льгот, предоставляемых инвалидам. Российская Федерация свои обязательства исполнила надлежащим образом, предусмотрев в федеральном бюджете целевые средства на реализацию указанного закона, в связи с чем, основания для возложения ответственности на казну Российской Федерации отсутствуют.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.08.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" расходование предоставленных из фонда компенсаций субсидий на указанные цели осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Федерации, муниципальных образований, а также учреждениями и другими получателями бюджетных средств данного назначения.
Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, извещенное надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направило.
Представитель ФГУП "Дальавиа" выразила согласие с принятыми по делу решением и постановлением и просила оставить их без изменения.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзывы на нее, проверив законность состоявшихся судебных актов, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, Федеральное государственное унитарное предприятие "Дальавиа" в октябре-ноябре 2003 года за счет собственных средств предоставило гражданам-инвалидам Наумову В.П., Недодевой Т.Д., Шумовой Н.С. имеющим право в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, бесплатные авиабилеты.
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным льготам в указанной сумме ФГУП "Дальавиа" обратилось с настоящим иском в суд.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ данные расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 30 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.
Указанным законом установлено, что расходы, связанные с предоставлением данных льгот, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Постановлением Правительства от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ФЗ от 19.05.1995 N 81-ФЗ средства на реализацию льгот инвалидам предусматриваются в федеральном фонде компенсаций и направляются субъектам Федерации. Расходование предоставленных субсидий осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Федерации, муниципальных образований, а также учреждениями и другими получателями бюджетных средств указанного назначения.
Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Постановлениями Правительства от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Как следует из материалов дела, в спорный период расходы по предоставлению льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" утверждены в ФЗ "О Федеральном бюджете на 2003 год" и переданы Приморскому краю в сумме 87225 тыс. руб.
В соответствии с Законом "Об исполнении краевого бюджета на 2003 год" указанные средства были в полном объеме перераспределены между бюджетополучателями.
Доказательств нецелевого использования субъектом Федерации - Приморский край указанных средств Министерством финансов РФ не представлено.
Вместе с тем, объем передаваемых средств не восполнил фактические расходы предприятий напредоставление льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 18150 руб. руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.09.2005, постановление апелляционной инстанции от 29.11.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5506/05 32-93 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 февраля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/112
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании