Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 января 2002 г. N Ф03-А59/01-2/2660
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сахалинское морское пароходство" на решение от 02.10.2001 по делу N А59-2700/2001-С10 Арбитражный суд Сахалинской области, по иску открытого акционерного общества "Сахалинской морское пароходство" к Управлению федерального казначейства Министерства финансов ЕФ по Сахалинской области о признании постановления недействительным.
Открытое акционерное общество "Сахалинское морское пароходство" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском о признании недействительным постановления о взыскании денежных средств N 1 от 27.07.2001, вынесенного управлением Федерального казначейства по Сахалинской области.
Решением от 02.10.2001 исковые требования удовлетворены. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Управление Федерального казначейства по Сахалинской области, не согласившись с принятым решением, в кассационной жалобе просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, рассматриваемые правоотношения сторон не прекратились до 01.01.2000, а значит, исходя из норм ст. 8 ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ", следует применять нормы Бюджетного кодекса, в частности, п. 2 ст. 284 Бюджетного кодекса, согласно которому руководитель органа федерального казначейства наделен правом списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату, срок возврата которых истек, а также суммы процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил. Считает несостоятельной ссылку суда на неприменимость Бюджетного кодекса к отношениям по привлечению к административной ответственности, поскольку применение к ответчику мер административной ответственности не имело место.
Истец в отзыве на кассационную жалобу предлагает оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения. Возражая против доводов кассационной жалобы, истец ссылается на принятое по ранее рассмотренному делу и вступившее в законную силу решение арбитражного суда, которым установлено отсутствие у истца обязанности по возврату бюджетной ссуды. Кроме того, считает нормы Бюджетного кодекса неприменимыми к спорным отношениям, исходя из положений ст. 8 ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ", поскольку финансовые правоотношения сторон прекратились до даты вступления в силу Бюджетного кодекса. Действующее на момент предоставления ссуды и ее возврата бюджетное законодательство не предусматривало возможность взыскания бюджетных ссуд в бесспорном порядке.
В заседании суда кассационной инстанции представители сторон участия не принимали, при этом о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого решения не установил.
Как следует из материалов дела, на основании акта проверки Холмского отделения федерального казначейства от 24.07.2001 б/н установлено нарушение законодательства РФ со стороны ОАО "Сахалинское морское пароходство", а именно: бюджетная ссуда, выданная по соглашению б/н от 04.09.1992 государственному предприятию "Сахалинское морское пароходство" (правопредшественник истца), последним не погашена, проценты за пользование бюджетными средствами не уплачены. За допущенные правонарушения Управление федерального казначейства по Сахалинской области Постановлением N 1 от 27.07.2001 к ОАО "Сахалинское морское пароходство" применило ответственность на основании ст.ст. 282, 283, 284, 285, 290, 291 Бюджетного кодекса РФ в виде взыскания в бесспорном порядке средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, срок возврата которых истек, и процентов за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возмездной основе, в сумме 472291,66 рублей.
Истец, полагая, что вынесенное постановление противоречит требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, обратился с настоящим иском.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным, если этот акт не соответствует закону и иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица.
Обжалуемое постановление Управления Федерального казначейства по Сахалинской области вынесено в связи с выявленным нарушением бюджетного законодательства со стороны истца - ОАО "Сахалинское морское пароходство" (непогашение выданного по соглашению б/н от 04.09.1992 кредита и неуплата соответствующих процентов), что влечет применение к нарушителю мер принуждения.
Полномочия органов Федерального казначейства в области применения мер принуждения определены в ст. 284 Бюджетного кодекса и предусматривают, в числе прочего, право руководителей органов Федерального казначейства и их заместителей списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок возврата которых наступил.
Согласно ст. 8 ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ" нормы Кодекса применяются к отношениям по предоставлению бюджетных ссуд, которые возникли и не прекратились до 1 января 2000 года. Положения данной статьи не применяются к отношениям по привлечению к административной ответственности, возникшим после 1 января 2000 года, за финансовые правонарушения, совершенные до 1 января 2000 года.
Суд установил, что решением арбитражного суда от 25.01.2001, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении иска Управления федерального казначейства МФ по Сахалинской области о взыскании с ОАО "Сахалинское морское пароходство" суммы задолженности и процентов по кредитному соглашению от 04.09.1992. В связи с чем сделан обоснованный вывод об отсутствии у ОАО "Сахалинское морское пароходство" обязанности по возврату соответствующих бюджетных средств.
Поскольку обжалуемое постановление Управления федерального казначейства носит властно-распорядительный характер, примененную ответственность суд правильно квалифицировал как административную. Следовательно, вывод суда о неприменимости к данным правоотношениям норм Бюджетного кодекса, основанный на положениях ст. 8 ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ", является правильным.
Установив, что постановление Управления федерального казначейства по Сахалинской области N 1 от 27.07.2001 не соответствует закону, арбитражный суд обоснованно признал его недействительным и удовлетворил исковые требования.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.10.2001 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-2700/2001-С10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 января 2002 г. N Ф03-А59/01-2/2660
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании