Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 декабря 1999 г. N Ф03-А73/99-1/1924
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - Громыко А.Н. - юрисконсульт (доверенность N 2 от 05.01.99), от ответчика - Герасимов И.Д. - юрисконсульт (доверенность N НЮ-152 от 15.10.99), рассмотрел кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия "Дальневосточная железная дорога" на решение от 27.09.99 по делу N А73-6049/14 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Комсомольский" нефтеперерабатывающий завод "Роснефть" к Государственному унитарному предприятию "Дальневосточная железная дорога" о взыскании 37787 рублей 40 копеек.
В заседании суда от 20.12.99 объявлялся перерыв до 24.12.99 до 12 часов в соответствии со ст. 117 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Открытое акционерное общество "Комсомольский НПЗ-Роснефть" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском об обратном взыскании с Управления Дальневосточной железной дороги 37787 рублей 40 копеек, излишне взысканных провозных платежей за перевозку грузов но железнодорожным накладным NN 978842646-978842648 по перечням N 15, N 16 от 29.11.98 в сумме 57631 рубль 20 копеек против тарифов, установленных Прейскурантом 10-01 издания 1989 с последующими дополнениями и изменениями.
Ответчик, отказывая истцу в возврате указанной суммы в порядке претензионного урегулирования спора и в отзыве на иск, ссылался на правомерность исчисления провозных платежей по ставкам Тарифной политики Российских железных дорог на перевозки грузов в международном сообщении в свободно конвертируемой валюте на 1998 фрахтовый год согласно телеграммы МПС РФ NN 722 от 05.09.98 поскольку, по указанным накладным груз в адрес истца прибыл из Южной Кореи.
Решением суда от 27.09.99 требования истца удовлетворены. При этом, суд исходил из неправомерности применения ответчиком к данным перевозкам ставок Тарифной политики РЖД, поскольку последняя не является международным договором, у истца отсутствует договор с ЦФТО МПС России или железной дорогой России по поручению ЦФТО МПС на перевозку грузов в международном сообщении с оплатой провозных платежей в свободно конвертируемой валюте в соответствии с требованиями Тарифной политики.
Кроме того, суд указал за несоответствие Телеграммы МПС РФ N 722 требованиям закона к нормативным актам, потому на неприменение ее к спорным правоотношениям.
Управление Дальневосточной железной дороги, не согласившись в выводами суда, в своей кассационной жалобе просит решение суда отменить, в иске истцу отказать.
Заявитель мотивирует свою жалобу тем, что суд, неправильно применив Положение о МПС РФ и нормы международного права - Межправительственного Соглашения государств - участников СНГ от 24.02.92, которым образован Совет по железнодорожному транспорту государств СНГ, в рамках деятельности которого железнодорожные администрации государств заключает соглашения и договоры, которые по своему статусу являются международными договорами, пришел к ошибочному выводу о тем, что Соглашение с проведении согласованней политики в области определения транспортных тарифов от 17.01.97 и утвержденная конференцией железнодорожных организаций - участниц Соглашения Тарифная политика на 1998 фрахтовый год - не является международным договором в области применения тарифов по перевозкам грузов в международном сообщении.
Заявитель также ссылается на неправомерность выводов суда о незаключении истцом отдельного договора с железной дорогой на перевозку груза в международном сообщении с оплатой в свободно-конвертируемой валюте, поскольку закон такого не требует.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, возражения стороны по ней, заслушав в заседании представителей сторон и проверив материалы дела, не находит оснований к отмене принятого по делу судебного решения.
Как установлено из материалов дела, ответчиком взысканы в октябре 1998 года с грузополучателя (истца) провозные платежи по перевозке груза от ст. Ванино до станции Комсомольск по внутренним железнодорожным накладным N 97842646-97842648, прибывшего в адрес грузополучателя через Российский порт Ванине из Южной Кореи не в прямом международном сообщении, по ставкам Тарифной политики РЖД по перевозкам грузов з международном сообщении с оплатой в свободно конвертируемой валюте.
Истец, полагая, что ответчик, неправомерно применив указанные ставки, завысил взысканный тариф на 37787 рублей 40 копеек против тарифов, установленных п. 3.3 Прейскуранта N 10-01 на международные грузовые перевозки, подлежащего применению по указанным перевозкам.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О федеральном железнодорожном транспорте" от 20.07.95 тарифы на перевозки в международном сообщении устанавливаются соответствующими международными договорами РФ, п. 7 Соглашения глав правительств стран СНГ о проведении согласованной политики в области определения транспортных тарифов от 17.01.97 координационным органом согласования в области определений транспортных тарифов в части грузовых перевозок является Тарифная конференция железнодорожных перевозчиков государств участников Содружества. Тарифным Соглашением железно-дорожных администраций (Железных дорог) государств - участников СНГ от 17.02.93 (в редакции от 21.10.98) стороны договорились о применении Тарифной политики железных дорог государств - участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении с оплатой в свободно конвертируемой валюте.
Тарифная политика РЖД - на перевозки грузов в международном сообщении с оплатой в свободно конвертируемой валюте на 1998 фрахтовый год, принятая и действующая в рамках вышеуказанных международных соглашений (договоров), устанавливает валюту тарифа - швейцарский франк и доллар США и предусматривает применение указанных в ней ставок провозных платежей только организациями, заключившими договоры на перевозку грузов в международном сообщении с оплатой в свободно конвертируемой валюте.
Как правомерно установлено судом, такого договора у истца с железной дорогой нет.
Ссылка ответчика на железнодорожные накладные, как договоры о приеме груза к перевозке с оплатой по ставкам Тарифной политики РЖД не обоснована, поскольку железнодорожные накладные не содержат такого условия.
При указанных обстоятельствах ставки Тарифной политики РДЖ при расчете провозных платежей не подлежали применению, а излишне взысканные ответчиком провозные платежи против ставок, установленных за перевозку грузов в международном сообщении в рублях по Прейскуранту N 10-01, подлежали взысканию в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27.09.99 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-6049/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 декабря 1999 г. N Ф03-А73/99-1/1924
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании