Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 декабря 2005 г. N Ф03-А51/05-1/3891
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования города Лесозаводска и Лесозаводского района на решение от 20.06.2005 по делу N А51-2827/05 36-42 Арбитражного суда Приморского края, по иску Общества с ограниченной ответственностью "Приморский газ" к Администрации муниципального образования города Лесозаводска и Лесозаводского района, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, 3-е лицо: МУ "Центр социальных выплат", о взыскании 294039 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2005. Полный текст постановления изготовлен 06.12.2005.
Общество с ограниченной ответственностью "Приморский газ" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования города Лесозаводска и Лесозаводского района, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 294039 руб. убытков, понесенных в связи с предоставлением в 2004 году населению субсидий по оплате услуг в соответствии с ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики".
Решением суда от 17.06.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет средств казны муниципального образования г. Лесозаводск и Лесозаводского района, как неисполнившей переданных на ее уровень власти государственных полномочий и достаточных финансовых средств для их выполнения.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьи 284 АПК РФ по кассационной жалобе администрации МО г. Лесозаводск и Лесозаводского района, которое просит их отменить, как необоснованные и незаконные.
В обоснование жалобы, заявитель ссылается на неполное исследование судом обстоятельств, связанных с исполнением ответчиком своих обязательств в пределах утвержденных в расходной части муниципального бюджета средств, без исследования и оценки отчета об исполнении бюджета г. Лесозаводска и Лесозаводского района за 2004 год.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к ее удовлетворению, находя принятое по делу решение суда законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в период январь-декабрь 2004 года предоставил гражданам, имеющим на это право, субсидии в виде уменьшения платы за пользование газом в соответствии с ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики".
В связи с неполным возмещением Администрацией МО г. Лесозаводска и Лесозаводского района истцу его расходов, связанных с предоставлением субсидий в соответствии с условиями заключенного договора от 19.01.2004, у последнего образовались убытки в размере некомпенсированной из бюджета суммы - 294039 руб., о взыскании которой заявлены настоящие исковые требования.
Статьей 15.4 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1 (в ред. от 06.05.2003, 22.08.2004) определено, что органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления предоставляют гражданам субсидии, обеспечивающие оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно статье 15.4 Закона возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам названных субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ.
Статья 132 Конституции РФ и статья 28 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" устанавливают, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ.
При этом, согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Поэтому вывод суда о том, что обязанность по возмещению расходов закреплена за органами местного самоуправления, а на органы государственной власти субъекта РФ возложена обязанность только по предоставлению частичной финансовой помощи на указанные цели, является ошибочным.
Наряду с этим, как установлено судом, в соответствии со статьей 51 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" сформирован Фонд софинансирования социальных расходов РФ и субъектов РФ, в котором предусмотрены дотации на частичное возмещение консолидированным бюджетам субъектов Федерации названных расходов.
Постановлением Правительства РФ от 01.04.2003 N 179 утверждены Правила предоставления в 2003 году дотаций из Фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, действие которых распространено и на 2004 год.
Приложением N 1 к названному постановлению Правительства определен уровень дотирования населения, исходя из уровня бюджетной обеспеченности и соотношения расходов на жилищно-коммунальные услуги и доходов населения по соответствующим субъектам Российской Федерации, который для Приморского края составил 20%.
На основании ст. 51 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" и постановления Правительства РФ от 01.04.2003 N 179 Приморскому краю доведены денежные средства на рассматриваемые цели в размере 323204 тыс. руб., что составило 22,9%.
Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" установлено распределение средств фонда финансовой поддержки субъекта муниципальных образований края на 2004 год в сумме 1391397,14 тыс. руб., из которых передано МО г. Лесозаводск и Лесозаводский район 50994 тыс. руб. (100% от запланированных).
При этом, суд, на основании ст. 235 БК РФ, пришел к выводу о правомерности передачи в муниципальный бюджет часть средств в сумме 1714,05 руб. на указанные цели путем зачета долга последнего перед краевым бюджетом по ссудам, в связи с чем не признал доводы муниципального образования о недофинансировании в этой части расходов на субсидии правомерными.
Таким образом, учитывая что муниципальное образование профинансировано из вышестоящего бюджета для исполнения переданных на ее уровень власти государственных полномочий в достаточном количестве для погашения задолженности перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства по предоставленным субсидиям, решение суда о взыскании суммы убытков за счет казны МО г. Лесозаводск и Лесозаводский район района является правомерным.
Оснований для отмены либо изменения судебного решения, предусмотренных статьей 284 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.06.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2827/05 36-42 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 декабря 2005 г. N Ф03-А51/05-1/3891
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании