Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 февраля 2005 г. N Ф03-А73/06-1/576
(извлечение)
По-видимому, в реквизитах настоящего Постановления допущена опечатка. Дату Постановления следует читать как "27 февраля 2006 г."
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю на решение от 19.10.2005, постановление от 22.12.2005 по делу N А73-6666/2005-31 (АИ-1/1442/05-37) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Охотская электростанция" к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, 3-и лица: Администрация Охотского района Хабаровского края, Комитет социальной защиты населения администрации Охотского района о взыскании 23484 рублей 52 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2006. Полный текст постановления изготовлен 27.02.2006.
Открытое акционерное общество "Охотская электростанция" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании 23484 рублей 52 копеек, составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот по оплате электрической энергии многодетным семьям в период с 01.01.2002 по 31.12.2002. Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Администрация Охотского района, Комитет социальной защиты населения администрации Охотского района.
Решением суда от 19.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.12.2005, в пользу истца с Минфина Российской Федерации за счет казны РФ взыскано 15359 рублей 76 копеек, поскольку субъекту Федерации не были выделены из федерального бюджета средства для компенсации льгот, предоставленных малообеспеченным семьям, по оплате коммунальных услуг. В остальной части иска отказано в связи с пропуском срока исковой давности по требованиям, заявленным за период с января по июнь 2002 года.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, которое просит их отменить как незаконно принятые.
По мнению заявителя кассационной жалобы, при принятии решений судом неверно истолкованы нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот многодетным семьям.
Кроме того, считает, что в деле отсутствуют доказательства наличия условий для возложения на него ответственности на основании ст. 1069 ГК РФ.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не приняли, отзывов не направили.
Как видно из материалов дела, истец в период с 01.01.2002 по 31.12.2002 при расчетах за тепловую энергию предоставил многодетным семьям льготы в размере 30% во исполнение Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Ввиду отказа в компенсации из соответствующего бюджета выпадающих доходов государственными и муниципальными органами в размере предоставленных указанной категории граждан льгот истец обратился с настоящим требованием.
Согласно Указу Президента РФ от 05.05.1992 N 431, предписывающему органам исполнительной власти краев, областей установить такую льготу, и изданному во его исполнение Письму Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 29 июня 1992 г. NN 51, 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" (пункт 2), источником финансирования дополнительных затрат, возникающих при реализации указанной льготы, названы средства местных бюджетов.
Однако, Решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139 указанный пункт 2 Письма от 29.06.1992 признан недействующим, как противоречащий федеральным законам и нарушающий права местного самоуправления.
Вместе с тем Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Поэтому суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для возложения ответственности по возмещению истцу убытков за счет муниципального бюджета ввиду невыделения средств в бюджет города на осуществление переданных на муниципальный уровень власти государственных полномочий в необходимом объеме.
Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы государственной власти субъекта Федерации, в силу ст. 84 БК РФ, относятся к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.
В соответствии со ст. 120 БК РФ финансовые средства, необходимые для осуществления полномочий РФ, не относящихся к предмету ведения субъекта РФ, передаваемые из бюджета РФ, предусматриваются в нем как отдельный вид расходов бюджета и учитываются отдельно по каждому виду расходов.
Из указанного следует, что средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту Федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год.
Как установлено судом из материалов дела, финансовые средства на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральном бюджете в 2002 году не планировались и Хабаровскому краю в спорный период не выделялись.
В связи с чем суд пришел к правомерному выводу о том, что убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате электроэнергии многодетным семьям, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 15, 16, 1069 ГК РФ.
Вместе с тем, отказывая истцу за пропуском срока исковой давности во взыскании суммы компенсации, подлежащей взысканию из федерального бюджета в связи с неисполнением Российской Федерацией своих обязательств по финансированию в 2002 году рассматриваемых расходов в бюджет субъекта федерации, судом неправильно, в нарушение п. 2 статьи 200 ГК РФ определен момент начала течения срока давности по обязательствам с определенным сроком.
В соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса РФ годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 200 ГК РФ с учетом статьи 12 Бюджетного кодекса РФ, срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2002 году гражданам льготам по оплате электроэнергии начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2003, и истекает 01.01.2006. В связи с чем, исковые требования, с которыми истец обратился 27.05.2005, считаются заявленными в пределах срока исковой давности.
Поскольку суд правильно определил ответственное лицо по иску, но неправильно применил нормы материального права о применении, исчислении срока давности к установленным обстоятельствам дела, принятые по делу судебные акты об отказе истцу в иске в сумме 7047,20 руб. подлежат отмене с вынесением решения об удовлетворении заявленных требований истца.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.10.2005, постановление от 22.12.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-6666/2005-31 (АИ-1/1442/05-37) в части отказа в удовлетворении исковых требований в размере 7047,20 руб. отменить.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Охотская электростанция" 7047 рублей 20 копеек.
В остальной части решение и постановление Арбитражного суда Хабаровского края по данному делу оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 февраля 2006 г. N Ф03-А73/06-1/576
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании