Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 февраля 2006 г. N Ф03-А59/05-1/5088
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом муниципального образования Холмский район на постановление от 24.11.2005 по делу N А59-3567/04-С12 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску открытого акционерного общества "Дальсвязь" к администрации муниципального образования Холмский район о понуждению к принятию объектов в муниципальную собственность.
Резолютивная часть постановления от 14.02.2006. Полный текст постановления изготовлен 21.02.2006.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная компания электросвязи" (далее - ОАО "Дальсвязь", общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ) к администрации муниципального образования Холмский район (далее - Администрация) о понуждении к принятию в муниципальную собственность жилых домов, расположенных по адресам:
- пос. Ч апланова Холмского района, ул. Советская, 30 (общей площадью 75,5 кв.м);
- пос. Яблочное Холмского района, ул. Колхозная, 7 (общей площадью 37,3 кв.м).
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Территориальные управления Министерства имущественных отношений РФ соответственно по Сахалинской области и по Приморскому краю (в настоящее время - Территориальные управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области и по Приморскому краю), Комитет по управлению имуществом муниципального образования Холмский район (далее - Комитет), в качестве третьего лица - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Решением от 22.08.2005 исковые требования удовлетворены. Арбитражный суд обязал Комитет по управлению имуществом муниципального образования Холмский район принять спорные жилые дома в муниципальную собственность. В иске к Территориальным управлениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области и по Приморскому краю отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.11.2005 решение суда оставлено без изменения. При этом резолютивная часть постановления дополнена указанием периода, в течение которого суд обязал Комитет принять спорные жилые дома в муниципальную собственность (до 30 декабря 2005 года).
В кассационной жалобе Комитет просит указанные судебные акты отменить, в иске отказать.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на нарушение норм материального права - постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность" (далее - постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 235). Также Комитет указал на то, что истцом не представлены
документы, подтверждающие его право собственности на передаваемые объекты, не оформлена техническая документация на жилые дома и правоустанавливающие документы на земельные участки. Ссылается на невозможность идентификации спорных объектов недвижимости и объектов недвижимости, указанных в плане приватизации.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Дальсвязь" выразило несогласие с доводами, изложенными в жалобе, считает принятые судебные акты законными и обоснованными, не подлежащими отмене.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает постановление апелляционной инстанции от 24.11.2005 подлежащим изменению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, во исполнение Указа Президента РФ от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества" в 1992 году началась приватизация государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" (далее - ГПСИ "Россвязьинформ") путем его преобразования в акционерное общество открытого типа "Сахалинэлектросвязь" (далее - АООТ "Сахалинэлектросвязь", общество).
Согласно пункту 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного данным Указом, акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством РФ предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.
Комитетом по управлению государственным имуществом Сахалинской области 21.06.1994 на основании Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2284, постановлений Правительства РФ от 18.11.1992 N 906 и от 22.12.1992 N 1003, распоряжения Госкомимущества РФ от 20.06.1994 N 1595-р утвержден план приватизации ГПСИ "Россвязьинформ".
При этом в пункте 8 плана приватизации и приложениях к нему приведен перечень объектов жилого фонда, не подлежащих приватизации, в том числе, спорные жилые дома и их стоимость.
Пунктом 9 плана приватизации предусмотрено оставление указанных объектов на балансе общества до передачи их в муниципальную собственность.
С 15.12.1996 правопреемником ОАО "Сахалинэлектросвязь" являлось ОАО "Сахалинсвязь", которое в результате реорганизации с 30.09.2002 присоединено на правах филиала к открытому акционерному обществу "Дальсвязь".
Руководствуясь постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, ОАО "Дальсвязь" обратилось к Администрации с просьбой о принятии в муниципальную собственность спорных объектов недвижимости.
Отказывая в принятии объектов в муниципальную собственность Администрация сослалась на ненадлежащее техническое состояние жилого фонда, отсутствие у Администрации денежных средств на его восстановление и содержание, а также на необходимость представления ряда документов, в том числе выписки из реестра государственной собственности, актов приема-передачи жилого фонда, кадастровых номеров земельных участков под передаваемыми объектами недвижимости.
Данный отказ Администрации послужил основанием для обращения ОАО "Дальсвязь" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования ОАО "Дальсвязь" об обязании Комитета по управлению имуществом муниципального образования Холмский район принять в муниципальную собственность объекты недвижимости, не подлежащие приватизации, арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление от 27.12.1991 N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Объекты жилого фонда, указанные в приложении 3 к Постановлению от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Порядок передачи объектов в муниципальную собственность установлен постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, в силу пункта 5 которого органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 07.03.95 N 235 утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче названных объектов в муниципальную собственность.
Согласно Уставу муниципального образования Холмский район Комитет по управлению имуществом является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по управлению муниципальной собственностью, а именно: решает вопросы создания, приобретения, использования объектов муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в деле доказательства (наличие утвержденного плана приватизации) в соответствии со статьей 71 АПК РФ, правильно применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, обоснованно пришел к выводу об обязании Комитета по управлению имуществом муниципального образования Холмский район принять спорные жилые дома в муниципальную собственность и об отказе в иске к другим ответчикам.
При этом арбитражный суд пришел к правильному выводу о неправомерности выдвижения дополнительных требований для принятия объектов в муниципальную собственность, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.
Выводы суда сделаны на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, в кассационной инстанции не подлежат.
Довод заявителя жалобы о невозможности идентификации спорных объектов недвижимости и объектов недвижимости, указанных в плане приватизации, судом кассационной инстанции во внимание не принимается, поскольку в плане приватизации указан укрупненный перечень объектов, не подлежащих приватизации, а пообъектный перечень, в том числе и спорные объекты недвижимости, указаны в приложении (том 1, л.д. 23-24).
Вместе с тем, арбитражный суд апелляционной инстанции, признав правильными данные выводы арбитражного суда первой инстанции, сославшись на статью 174 АПК РФ, дополнил резолютивную часть постановления, указав срок, до которого Комитету необходимо принять спорное имущество в муниципальную собственность.
Однако апелляционной инстанцией не принято во внимание, что в силу статьи 174 АПК РФ указание срока в решении, обязывающем ответчика совершить определенные действия, не распространяется на действия, связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, что имело место в данном случае.
При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции подлежит изменению, а именно: из резолютивной части постановления подлежит исключению словосочетание "в срок до 30 декабря 2005 года".
В остальном обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление от 24.11.2005 по делу N А59-3567/04-С12 Арбитражного суда Сахалинской области изменить, исключить из резолютивной части постановления словосочетание: "в срок до 30 декабря 2005 года", в остальном постановление от 24.11.2005 и решение от 22.08.2005 по данному делу оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 февраля 2006 г. N Ф03-А59/05-1/5088
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании