Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 декабря 2005 г. N Ф03-А51/05-1/4217
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Приморскому краю на решение от 01.07.2005, постановление от 06.09.2005 по делу N А51-3570/2005 27-84 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения "Дальэнергосбыт" к Администрации муниципального образования Лазовского района, Министерству Финансов Российской Федерации, Департамент финансов администрации Приморского края, Администрации Приморского края о взыскании 85259 руб. 67 коп.
Резолютивная часть постановления от 13.12.2005. Полный текст постановления изготовлен 20.12.2005.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации муниципального образования Лозовского района, Министерству финансов РФ, Департаменту финансов администрации Приморского края, о взыскании 85259 руб. 67 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением в ноябре-декабре 2004 года льгот по оплате электрической энергии гражданам в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
До принятия решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования и просил взыскать 40370 руб. 31 коп., составляющие сумму расходов по предоставлению льгот в ноябре 2004 года.
Решением суда от 01.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.09.2005, требования истца удовлетворены путем взыскания истребуемой суммы с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит отменить решение и постановление Арбитражного суда Приморского края, как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, в иске к нему истцу отказать.
Как следует из материалов дела, ОАО "Дальэнерго" за счет собственных средств в 2004 году в соответствии с федеральным законом "О социальной защите инвалидов" и во исполнение заключенного с администрацией МО Лазовского района договора от 05.01.2004 N 2 предоставило гражданам, имеющим право на 50% скидку, льготы по оплате тепловой энергии.
В связи с предоставлением указанных льгот истец не получил доход в сумме 40370 руб. 31 коп., не возмещенной государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием обращения с настоящим иском.
Право на получение скидки при оплате жилищно-коммунальных услуг не ниже 50% имеют инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
Источник финансирования данных льгот настоящий закон не определил.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Указанное Постановление также не называет источник финансирования этих льгот.
Вместе с тем, постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Согласно статье 47 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 года" в составе федерального бюджете создан Фонд компенсаций и приложением N 14 к данному Закону (распределение средств Фонда компенсаций на 2004 год) Приморскому краю в Фонде компенсаций запланировано на возмещение льгот по оплате ЖКУ в соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" 368303 тыс. руб., в том числе администрации Лазовского района выделено 2530 тыс. руб., что подтверждается выпиской из отчета об исполнении бюджета за 2004 год по МЛ Лазовского района.
Полученные бюджетные средства Администрацией Лазовского района в полном объеме распределены между организациями, предоставившим льготы инвалидам по оплате за электроэнергию в ноябре 2004 год.
Как свидетельствуют документы, объем запланированных и предоставленных из федерального бюджета финансовых средств на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" МО Лазовского района недостаточен для финансирования всех льгот, предоставляемых по названному Закону за счет средств Фонда компенсаций. Доказательств нецелевого использования бюджетных средств не имеется.
Поскольку Министерство финансов РФ не обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансирование муниципального бюджета Лазовского района, поэтому суд правомерно взыскал понесенные истцом убытки в размере 40370 руб. 31 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 01.07.2005, постановление от 06.09.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А51-3570/2005 27-84 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 декабря 2005 г. N Ф03-А51/05-1/4217
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании