Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 апреля 2006 г. N Ф03-А73/06-1/966
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: М.Ю. Маслова - ведущий юрисконсульт по доверенности от 16.12.2005 N ДСВ-19/ХФ, от ответчика: Министерства социальной защиты населения Хабаровского края: Л.П. Таран - начальник отдела правового обеспечения по доверенности от 07.07.005 N 25-11, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 08.11.2005, постановление от 16.01.2006 по делу N А73-9533/2005-25 (АИ-1/1539/05-37) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Дальсвязь" к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Комитету социальной защиты Ульчского района Хабаровского края о взыскании 16500 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 4 апреля 2006 года.
Открытое акционерное общество "Дальсвязь" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Комитету социальной защиты населения Ульчского района Хабаровского края о взыскании 16500 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот по установке телефона гражданам, проживающим в Ульчском районе Хабаровского края 2002-2004 годах в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 N 1761-1.
Решением от 08.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.01.2006 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льготы реабилитированным лицам, так как в соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 "Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий" возмещение данных расходов производится за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Кроме того, указывает, что из Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" субъекту РФ выделено достаточно средств.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Министерства социальной защиты населения Хабаровского края и ОАО "Дальсвязь" выразили согласие с принятыми по делу судебными актами и просили оставить их без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, ОАО "Дальсвязь" в период с 01.01.2002 по 31.12.2004 осуществляло расчеты по оплате услуг электросвязи по установке и пользования телефонами, радиоточками гражданами, проживающими в Ульчском районе Хабаровске края с учетом льгот, предусмотренных для лиц, отнесенных с реабилитированным жертвам политических репрессий.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 16500 руб., составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора суд апелляционной инстанции исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции правомерно руководствовался статьями 16 и 17 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", предусматривающих для лиц, подвергшихся политическим репрессиям в виде лишения свободы, льготу по оплате коммунальных услуг, порядок предоставления которой и порядок выплаты денежных компенсаций устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
При этом согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, непосредственно из которого они финансируются как отдельный вид расходов и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.
Согласно пункту 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 N 419) расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам, производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
В соответствии со статьей 47 ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2004 год" на финансирование текущих расходов по реализации Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" в Фонде компенсаций предусмотрено 1638240 тыс. руб.
Судом установлено, что размер перечисленных средств не соответствует фактическим потребностям.
Доказательств нецелевого использования полученных субъектом бюджетных средств не имеется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса РФ обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край - финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 16500 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 08.11.2005, постановление апелляционной инстанции от 16.01.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-9533/2005-25 (АИ-1/1539/05-37) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 апреля 2006 г. N Ф03-А73/06-1/966
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании