Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 марта 2006 г. N Ф03-А59/06-1/449
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области на решение от 03.11.2005 по делу N А59-3862/04-С6 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" к Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов РФ, Финансовому управлению Администрации муниципального образования "Холмский район", Администрации муниципального образования "Холмский район", третьи лица Управление жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Холмский район", о взыскании 3138115 руб. 68 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2006 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов РФ, Финансовому управлению Администрации муниципального образования "Холмский район", Администрации муниципального образования "Холмский район" о взыскании 565032 руб. 31 коп. (с учетом уменьшения размера требований) убытков, понесенных в связи с предоставлением истцом в 2003 году гражданам, имеющим на это право, субсидий по оплате коммунальных услуг.
Определением суда от 15.02.2005 привлечены в дело в качестве третьих лиц без самостоятельных требований Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области и Управление Жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Холмский район".
Решением суда от 03.11.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет средств казны РФ в лице Минфина РФ со ссылкой на то, что из федерального бюджета субъекту РФ на погашение расходов по выплатам субсидий в спорный период выделено недостаточно денежных средств.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, в которой оно просит отменить решение, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, в иске к казне Российской Федерации отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, из федерального бюджета финансируются те расходы, которые необходимы для реализации полномочий, отнесенных ст. 71 Конституции РФ к предмету исключительного ведения РФ. В соответствии с ч. 1 п. "ж" ст. 72 Конституции РФ, решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Принятым по предмету совместного ведения в соответствии со ст. 76 Конституции РФ Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" N 52-ФЗ от 06.05.2003 источником финансирования указанных затрат определены - средства местных бюджетов и передаваемая на эти цели финансовая помощь из бюджетов субъектов, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о соответствующем бюджете.
Заявитель считает, что его вина отсутствует, поскольку запланированные в федеральном бюджете денежные средства полностью переданы в бюджеты субъектов РФ, в том числе Сахалинской области.
Заявитель также ссылается на Постановление Правительства РФ N 887 от 02.08.1999, которым предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением субсидий гражданам, в случае недостаточности средств для покрытия расходов организаций, поступивших из федерального бюджета, ответственность по возмещению данных расходов должна быть возложена на субъект РФ.
Кроме того, заявитель указывает на то, что согласно приложению N 9 к Закону Сахалинской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2005 год" субъектом была передана муниципальным образованиям субсидия на погашение кредиторской задолженности федерального бюджета за 2003 год по финансированию расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату ЖКУ в сумме 40073000 руб.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не приняли.
Главное финуправление Сахалинской области ходатайством от 20.03.2006 просило дело слушанием отложить ввиду невозможности явки представителя в суд по погодным условиям. Данное ходатайство судом отклонено, поскольку неявка стороны, надлежаще извещенной в соответствии с п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ не препятствует суду кассационной инстанции рассмотреть спор. Доказательств невозможности рассмотрения дела без участия ответчика, последним не представлено.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает решение от 03.11.2005 необоснованным, не соответствующим нормам материального права, а потому подлежащим отмене с вынесением решения об удовлетворении требований истца за счет казны Сахалинской области.
Как установлено судом, МУП "Водоканал" в 2003 году в силу Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации" при осуществлении расчетов за водоснабжение и водоотведение предоставило субсидии малообеспеченным гражданам, проживающим в Холмском районе.
Некомпенсированные истцу выпадающие доходы от предоставления указанной льготы составили истребуемую сумму в соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, находится в совместном ведении РФ и субъекта РФ.
Пункт 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что такой функциональный вид расходов, как обеспечение социальной защиты населения финансируется совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов. Это же положение заключено и в Постановлении Правительства РФ N 862 от 30.07.1998 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации" (пункт 3.1).
Исходя из данных норм материального права следует признать, что арбитражный суд ошибочно определил источником покрытия затрат на предоставление субсидий гражданам только дотации и трансферты из федерального бюджета.
Согласно статье 15.4 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в ред. 06.05.2003) возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам названных субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (в ред. от 21.01.2003) рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год выделение средств на указанные цели.
Статьей 56 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" установлены размеры дотаций, выделяемых из Фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, в том числе на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 5000 млн. руб.
Правительство Российской Федерации в постановлении от 01.04.2003 N 173 "О правилах предоставления из Фонда софинансирования социальных расходов консолидированных бюджетов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" установило уровень дотаций на выплату субсидий по субъектам Российской Федерации. Для Сахалинской области этот уровень определен в размере 35%.
Судом установлено, что за счет средств, поступивших из федерального бюджета, Сахалинской области предусмотрено 188386 тыс. рублей дотаций на частичное возмещение расходов по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Из указанной суммы 42841600 руб. направлено на окончательный расчет за 2002 год, что подтверждается уведомлением N 359 от 20.05.2003. Полученные данные денежные средства распределены между муниципальными образованиями, в том числе Холмскому району выделено 9835 тыс. руб.
Кроме этого, в 2005 году из фонда софинансирования социальных расходов субъектом передана муниципальным образованиям субсидия на погашение кредиторской задолженности федерального бюджета за 2003 год по финансированию расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 40073000 руб., в том числе Холмскому району 1714000 руб.
Рассматривая настоящий спор, арбитражный суд неправильно применил указанные выше нормы материального права, не принял во внимание дополнительно выделенные денежные средства из федерального бюджета в качестве финансовой помощи субъекту РФ, поэтому незаконно возложил ответственность на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ.
Поскольку в соответствии со статьей 15.4 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики" установлено только частичное возмещение из федерального бюджета расходов на предоставление субсидий населению, то расходы, произведенные истцом на предоставление гражданам спорных субсидий для оплаты жилищно-коммунальных услуг, должны взыскиваться с казны субъекта РФ в лице Главного финансового управления Сахалинской области, не исполнившего надлежащим образом государственные полномочия, отнесенные к предмету совместного ведения.
Оснований для удовлетворения иска за счет других ответчиков у суда не имелось.
Поскольку неправильное применение норм материального права влечет отмену решения в порядке пункта 1 статьи 288 АПК РФ, то решение от 06.12.2005 подлежит отмене, а предъявленные истцом убытки в размере 565032 руб. 31 коп. следует взыскать с Главного финансового управления Сахалинской области за счет казны Сахалинской области.
Остальных ответчиков от ответственности освободить.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 03.11.2005 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-3862/04-С6 отменить.
Прекратить исполнение отмененного судебного акта.
Взыскать с Главного финансового управления Сахалинской области за счет казны Сахалинской области в пользу Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" 565032 руб. 31 коп. убытков.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительный лист и произвести поворот исполнения отмененного судебного акта в порядке статей 325, 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 марта 2006 г. N Ф03-А59/06-1/449
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании