Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Александровск-Сахалинский район" на определение от 12.10.2005 по делу N А59-2027/05-С16 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску администрации муниципального образования "Александровск-Сахалинский район" к Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации, 3-е лицо: Финансовое управление МО "Александровск-Сахалинский район", о взыскании 6551937,42 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 21.03.2006. Полный текст постановления изготовлен 28.03.2006.
Администрация муниципального образования "Александровск-Сахалинский район" обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Главному управлению Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 6551937,42 рублей, составляющих задолженность по финансовому обеспечению муниципального образования переданных ему государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах" в части предоставления гражданам льгот. Третьим лицом на стороне истца к участию в деле привлечено Финансовое управление МО "Александровск-Сахалинский район".
Определением суда от 12.10.2005 производство по делу прекращено на основании статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ со ссылкой на неподведомственность спора, связанного с выделением средств из бюджетов различных уровней, арбитражным судам.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность определения суда проверяется в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе Администрации МО "Александровск-Сахалинский район", которая просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, вывод о неподведомственности спора арбитражному суду сделан без учета статей 132, 133 Конституции РФ и статьи 238 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей в случае неполного финансирования получателей бюджетных средств право последних на компенсацию в размере недофинансирования, которая осуществляется в соответствии с судебными актами.
В судебном заседании кассационной инстанции представители лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте его проведения, участия не принимали.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что определение суда подлежит отмене, в связи со следующим.
Из искового заявления следует, что до 01.01.2005 Администрацией муниципального образования Александровск-Сахалинского района через имеющийся в ее структуре отдел осуществлялись переданные на этот уровень государственные полномочия по социальной защите населения, в том числе реализация Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
По состоянию на эту дату задолженность краевого бюджета перед муниципальным образованием составила: за 2002 год - 346744 руб. 30 коп., за 2003 год - 5731656 руб. 52 коп., за 2004 год - 473536 руб. 60 коп. (всего 6551937 руб. 42 коп.).
В качестве доказательств наличия у истца соответствующих расходов к исковому заявлению приобщены отчеты об исполнении бюджетов за указанные годы.
Прекращая производство по делу, судами и первой и апелляционной инстанций не учтено, что действие ФЗ "О ветеранах" в спорном периоде не приостанавливалось и что в соответствии со статьями 132, 133 Конституции РФ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов, то есть этим органам представлена конституционная гарантия - судебной защиты в случае нарушения их законных прав и интересов.
Кроме того, с 01.01.2005 введена в действие статья 238 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой получатели бюджетных средств вправе обращаться в суд за компенсацией своих расходов в размере недофинансирования (в общем исковом порядке).
Таким образом, исходя из субъектного состава участвующих в деле лиц, настоящий спор об исполнении бюджетного обязательства подведомственен арбитражному суд, поскольку между сторонами помимо публичных взаимоотношений имеются и обязательственные правоотношения, возникшие в силу закона - в данном случае из упомянутого законодательного акта о льготах для ветеранов (пункт 1 статьи 1, статьи 308, 309 ГК РФ, статья 238 Бюджетного кодекса РФ).
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Определение от 12.10.2005 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-2027/05-С16 отменить, дело передать в первую инстанцию этого суда для рассмотрения по существу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 марта 2006 г. N Ф03-А59/06-1/938 "Исходя из субъектного состава участвующих в деле лиц, спор об исполнении бюджетного обязательства по финансовому обеспечению муниципального образования переданных ему государственных полномочий по реализации законодательства о ветеранах подведомствен арбитражному суду, поскольку между сторонами помимо публичных взаимоотношений имеются и обязательственные правоотношения, возникшие в силу закона"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", июль-август 2007, N 4
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании