Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 марта 2006 г. N Ф03-А51/06-1/759
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Шичко Р.Ю. - представитель по доверенности от 27.06.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кварцстройсервис" на решение от 06.09.2005, постановление от 26.12.2005 по делу N А51-4947/05 19-83 Арбитражного суда Приморского края, по иску Администрации Михайловского района Приморского края к обществу с ограниченной ответственностью "Кварцстройсервис" о взыскании 1900000 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 21.03.2006. Полный текст постановления изготовлен 28.03.2006.
В судебном заседании от 14.03.2006 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 21.03.2006 до 14-00 часов.
Администрация Михайловского района Приморского края обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кварцстройсервис" о взыскании 1400000 рублей задолженности по договору от 03.04.2002 об использовании средств государственной поддержки угольной отрасли, направленных на финансирование создания новых рабочих мест.
До принятия судом решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ увеличил размер исковых требований в связи с наступлением очередного платежа и просил взыскать 1900000 рублей задолженности.
Решением суда от 06.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.12.2005, требования истца удовлетворены.
Законность судебных актов проверяется в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе ООО "Кварцстройсервис", которое просит их отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд, делая вывод о возвратности средств государственной поддержки, неправильно сослался на ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Обращает внимание на то, что финансовые средства предоставлены ему в рамках реализации программы местного развития и обеспечения занятости на основании нормативных правовых актов Правительства РФ и Министерства энергетики РФ и Договора N 253-С-М-МЭ-18 от 25.03.2002 между Министерством энергетики РФ, администрацией Приморского края и муниципальным образованием Михайловским районом "О порядке предоставления и использования средств государственной поддержки угольной отрасли, направленных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков", не называющих их инвестициями и не предполагающих их возвратную основу.
Кроме того, обращает внимание на то, что договор от 03.04.2002, заключенный с администрацией Михайловского района, содержит условие о внесении истцу ответчиком денежных средств за счет собственной прибыли, что соответствует природе договора и целям его заключения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Изучив материалы дела, дав оценку доводам кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в связи со следующим.
Как установлено из материалов дела, между Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, администрацией Приморского края и администрацией Михайловского района Приморского края заключен договор от 25.03.2002 N 253-СМ-МЭ-18 о порядке предоставления и использования средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Во исполнение указанного договора, между администрацией Михайловского района (администрация) и ООО "Кварцстройсервис" (исполнитель) заключен договор, согласно которому администрация оказывает исполнителю финансовую помощь на условиях прямого возвратного финансирования в размере 2500 тыс. рублей из средств государственной поддержки угольной отрасли, направленных на финансирование создания новых рабочих мест, исполнитель, в свою очередь в срок до 01.09.2003 обязуется организовать новые рабочие места в количестве 52 мест.
Спор о взыскании 1900000 руб. возник в связи с невозмещением ответчиком в установленные при заключении договора графиком сроки полученных денежных средств в фонд местного развития.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно исходил из того, что предметом данных договоров является государственное финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в частности - программы местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, а потому правовое регулирование отношений по нему осуществляется, помимо норм Гражданского кодекса РФ, рядом иных нормативных актов.
Так Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрены средства государственной поддержки угольной отрасли в размере 7200000 тыс. руб., в том числе
1000000 тыс. руб. - на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно Положению о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 N 1523 "О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности", действующему в спорный период, во взаимосвязи с Приказом Министерства финансов РФ от 17.11.1998 N 53н "Об утверждении порядка финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности", получателями средств государственной поддержки на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, являются органы местного самоуправления.
Со ссылкой на названные нормативно-правовые акты суд правильно указал, что федеральные средства государственной поддержки по своей правовой природе являются субвенциями бюджету другого уровня (муниципального образования), которые согласно статье 78 БК РФ предоставляются соответствующему бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе.
Вместе с тем, вывод суд о правомерности включения в договор от 03.04.2002 условия о возвратности предоставленных муниципальным образованием денежных средств ООО "Кварцстройсервис" является необоснованным. Кроме того, суд неправомерно применил к спорным правоотношениям нормы ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Так, исходя из положений Бюджетного кодекса РФ, право муниципальной собственности на средства, поступающие в форме субвенций, ограничено их целевым назначением.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.12.1997 N 1523, Приказу Минфина РФ от 17.11.1998 N 53н в частях, регулирующих государственное финансирование реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, к расходам, связанным с реализацией данной программы, относятся, в том числе, затраты на содействие созданию новых рабочих мест. Финансирование данных расходов производится в соответствии со сметой, составляемой получателем средств и утверждаемой главой администрации шахтерского города (поселка) за выполненные работы (услуги) в соответствии с заключенными договорами на выполнение работ (услуг), поставку оборудования и материалов, актами приемки выполненных работ (услуг) и другими документами, подтверждающими обоснованность произведенных расходов.
Кроме того, вышеназванными нормативно-правовыми актами установлен порядок выделения средств государственной поддержки и контроля за распределением, доведением и целевым использованием названных средств получателями, осуществляемым Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Основанием для финансирования указанного направления является сводный план-график, трехсторонний договор об использовании средств государственной поддержки между Минэнерго России, администрацией субъекта Российской Федерации и администрацией шахтерского города (поселка).
Трехсторонним договором N 253 СМ-МЭ-18 от 25.03.2002, на основании которого заключен спорный договор, установлен объем финансирования программ местного развития 2002 года Михайловского района Приморского края. При этом размер средств государственной поддержки, которые муниципальное образование обязано направить на создание новых рабочих мест, составил 8500 тыс. руб. Договором детализирован порядок доведения средств господдержки до исполнителей проектов программ местного развития и осуществления контроля и отчетности по их использованию.
Положений о том, что средства федерального бюджета, направленные целевым назначением на финансирование создания новых рабочих мест, являются инвестициями и предполагают их возврат исполнителями проектов, перечисленные выше документы не содержат.
В связи с указанным, при новом рассмотрении дела суду надлежит установить, на основании какого нормативно-правового акта в договор от 03.04.2002 внесены условия о возврате исполнителем финансовой помощи, предоставленной ему на реализацию проекта за счет средств государственной поддержки, в фонд развития муниципального образования. При этом суду надлежит принять во внимание, что Приказ Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 09.12.1999 N 424 "О вводе в действие нормативных документов по программам местного развития", в том числе утвержденного Президиумом Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов (протокол от 15.11.1999 N 8) "Положения о порядке формирования и финансирования из средств государственной поддержки угольной отрасли программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков", не прошел государственную регистрацию в Минюсте РФ (письмо Минюста РФ от 26.12.2001 N 07/12531-ЮД).
В случае соответствия законодательству условия о возвратности предоставленных ответчику денежных средств, разрешить спор с учетом того, что в договоре от 03.04.2002 предусмотрено условие о внесении истцу денежных средств господдержки за счет собственной прибыли ответчика.
При новом рассмотрении дела суду при необходимости рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле Министерства финансов РФ и Министерства энергетики РФ, а также распределить расходы по госпошлине по кассационной жалобе в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.09.2005, постановление от 26.12.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4947/05 19-83 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 марта 2006 г. N Ф03-А51/06-1/759
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании