Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 марта 2006 г. N Ф03-А51/06-1/125
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 февраля 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5446 и от 4 декабря 2007 г. N Ф03-А51/07-1/5144
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - Мальцева М.Ю. - ведущий специалист по доверенности N 21/10-844 от 12.04.2005, от ФГУ "Администрация морского порта Владивосток" - Мальцева М.Ю. - ведущий юрисконсульт по доверенности б/н от 02.03.2006. Хомутова А.В. - начальник юридического отдела по доверенности б/н от 01.07.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы федерального государственного учреждения "Администрация морского порта Владивосток", Министерства транспорта РФ на решение от 19.05.2005, постановление от 27.10.2005 по делу N А51-5186/03 16-204 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Судоходная и торговая компания ДМС" о признании незаконными действии.
Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2006. Полный текст постановления изготовлен 14.03.2006.
Общество с ограниченной ответственностью "Судоходная и торговая компания ДМС" (далее - ООО "СТК ДМС") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий: Федерального государственного учреждения "Администрация морского порта Владивосток" (далее - Учреждение) по исключению ПР "Ихтус" из бербоут-чартерного реестра и выдаче разрешения на выход судна из порта Владивосток без процедуры перефлагирования, а также Министерства транспорта РФ (далее - Минтранс РФ) по отказу в продлении свидетельства о праве плавания ПР "Ихтус" под Государственным флагом РФ.
Заявление обосновано несоответствием указанных действий Минтранса РФ и Учреждения требованиям Кодекса торгового мореплавания РФ и наличием оснований для признания их незаконными на основании Главы 24 АПК РФ.
По ходатайству истца к участию в деле привлечены: Федеральное агентство морского речного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
Решением от 19.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.10.2005, признаны незаконными действия Минтранса РФ по отказу в продлении свидетельства о праве плавания ПР "Ихтус" под Государственным флагом РФ до окончания срока действия бербоут-чартерного договора; а также действия Учреждения по исключению ПР "Ихтус" из бербоут-чартерного реестра. В удовлетворении заявления в части признания незаконными действий Учреждения по выдаче разрешения на выход из порта Владивосток ПР "Ихтус" без процедуры перефлагирования отказано.
Судебные акты мотивированы наличием предусмотренных ст. 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемых действий Минтранса РФ и Учреждения незаконными.
В кассационной жалобе Минтранс РФ просит принятые по делу судебные акты отменить. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что Министерство транспорта РФ, созданное согласно Указу Президента РФ от 20.05.2004 N 649 путем преобразования Министерства транспорта и связи РФ, не является правопреемником ранее существовавшего Минтранса РФ, чьи действия оспариваются ООО "СТК ДМС". Полагает, что судом не исследован вопрос о том, каким образом и в каком объеме переданы соответствующим органам исполнительной власти функции упраздненного ранее Министерства транспорта РФ, с учетом создания в структуре федеральных органов исполнительной власти Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта.
В кассационной жалобе (с учетом дополнений к ней) Учреждение предлагает решение от 19.05.2005 и постановление от 27.10.2005 отменить, направив дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы заявитель указал на несоответствие фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона выводов суда о неправомерности действий Учреждения по исключению судна "Ихтус" из бербоут-чартерного реестра в связи с истечением срока предоставления ему права плавания под флагом Российской Федерации.
В отзыве на кассационные жалобы ООО "СТК ДМС" выразило несогласие с доводами, приведенными в жалобах, и просило в их удовлетворении отказать.
Федеральное агентство морского и речного транспорта в отзыве на кассационную жалобу указало на необоснованное привлечение его к участию в деле, поскольку оспариваемые ООО "СТК ДМС" действия не относятся к функциям агентства. Полагает, что действия Учреждения по исключению судна из бербоут-чартерного реестра соответствуют требованиям действующего законодательства.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор) в кассационной жалобе выразила мнение о том, что не является правопреемником преобразованных ранее государственных органов исполнительной власти и не может быть привлечена к участию в деле по заявлению ООО "СТК ДМС".
В отзыве на кассационную жалобу Минтранса РФ Учреждение поддержало доводы заявителя жалобы.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Учреждения и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта привели доводы, соответствующие тестам кассационной жалобы и отзыва на нее.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "СТК ДМС" является фрахтователем судна ПР "Ихтус" по договору бербоут-чартера N 988/1, заключенному с компанией "Prairie Co, Ltd" (Великобритания) 18.08.1998 сроком на пять лет.
На основании указанного договора судно "Ихтус" зарегистрировано в судовом реестре Владивостокского морского торгового порта 21.01.1999 с выдачей свидетельства о праве плавания под Государственным флагом РФ и свидетельства о минимальном составе экипажа, обеспечивающим безопасность, сроком до 20.01.2004.
Впоследствии в связи со сменой позывного сигнала, мерительного свидетельства ООО "СТК ДМС" переоформлялись свидетельства о праве плавания под Государственным флагом РФ до 21.01.2001, а затем до 17.08.2002 с учетом положений вступившего в действие КТМ РФ, устанавливающего порядок предоставления права плавания под Государственным флагом РФ на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего его продления в пределах срока действия бербоут-чартера.
До окончания срока действия договора бербоут-чартера ООО "СТК ДМС" обращалось с заявлениями в адрес Минтранса РФ с просьбой о продлении срока действия свидетельства о праве плавания ПР "Ихтус" под Государственным флагом РФ.
Письмом от 10.09.2002 Минтранс РФ отказал в удовлетворении просьбы о предоставлении судну права плавания под Государственным флагом РФ, сославшись на определение апелляционной инстанции Арбитражного суда Приморского края от 12.08.2002 по делу N А51-2492/02 12-56, которым были приняты обеспечительные меры, запрещающие производить какие-либо регистрационные действия в отношении ПР "Ихтус".
В дальнейшем письмом от 18.10.2002 N КП-765 морская администрация порта Владивосток (ныне - Учреждение) сообщила ООО "СТК ДМС" об исключении судна "Ихтус" из бербоут-чартерного реестра в связи с истечением срока действия права плавания под Государственным флагом РФ.
На основании заявления капитана судна "ВЕ2Ш (ранее - "Ихтус") на право отхода 06.11.2002 Учреждением дано разрешение на выход судна из порта Владивосток.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "СТК ДМС" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд установил, что ООО "СТК ДМС" обратилось в Минтранс РФ с заявлением о продлении срока действия свидетельства о праве плавания ПР "Ихтус" под Государственным флагом РФ в пределах срока действия договора бербоут-чартера в соответствии с требованиями ст. 15 КТМ РФ.
При этом суд пришел к выводу, что отказ Минтранса РФ в продлении ПР "Ихтус" права плавания под Государственным флагом РФ со ссылкой на действие в отношении судна обеспечительных мер, принятых апелляционной инстанцией Арбитражного суда Приморского края от 12.08.2002 по делу N А51-2492/02-12-56, не соответствует требованиям КТМ РФ, который не предусматривает указанные обстоятельства в качестве основания для утраты судном права плавания под Государственным флагом РФ. Кроме того, суд установил, что принятые судом обеспечительные меры не затрагивают действий Минтранса РФ по выдаче разрешения на продление права плавания судна под Государственным флагом РФ.
В связи с этим суд признал действия Минтранса РФ по отказу ООО "СТК ДМС" в продлении свидетельства на право плавания ПР "Ихтус" под Государственным флагом РФ незаконными на основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
В соответствии с указанной нормой права для принятия решения о признании незаконными оспариваемых действий соответствующих органов суду необходимо установить не только их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, но и нарушение указанными действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Между тем суд не исследовал вопрос о нарушении оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности и не установил факт их нарушения, в связи с чем вывод суда о признании незаконными действий Минтранса РФ является недостаточно обоснованным и сделан без установления обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Признавая незаконными действия Управления по исключению из бербоут-чартерного реестра ПР "Ихтус", суд исходил из того, что указанные действия произведены в период принятия определением апелляционной инстанции Арбитражного суда Приморского края от 12.08.2002 по делу N А51-2492/02-12-56 обеспечительных мер, запрещающих исключать судно ПР "Ихтус" из Государственного реестра.
Однако из материалов дела следует и установлено судом, что судно ПР "Ихтус" исключено из бербоут-чартерного реестра морского торгового порта Владивосток, о чем свидетельствует выписка из реестра от 27.12.2002.
В соответствии со ст. 33 КТМ РФ бербоут-чартерный реестр является самостоятельным реестром судов наряду с Государственным судовым реестром и судовой книгой. Указанное определение апелляционной инстанции арбитражного суда о принятии обеспечительных мер не содержит запрета на исключение судна из бербоут-чартерного реестра.
Отклоняя доводы Учреждения о наличии оснований для исключения судна из бербоут-чартерного реестра в соответствии со ст. 18 КТМ РФ и п. 97 Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 29.11.2000 N 145, суд апелляционной инстанции исходил из того, что первоначально выданное заявителем свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ не аннулировано.
Между тем судом апелляционной инстанции установлено, что указанное свидетельство, выданное заявителю до вступления в силу Кодекса торгового мореплавания РФ, впоследствии переоформлялось в связи с требованием данного нормативного акта, устанавливающего двухлетний срок действия права плавания под Государственным флагом РФ.
Кроме того, признавая незаконными действия Учреждения по исключению судна из бербоут-чартерного реестра, суд не установил факт нарушения в результате указанных действий прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности в соответствии с требованиями ст. 201 АПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, принятые без полного установления обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела, подлежит отмене на основании ст. 288 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела суду следует выяснить, были ли нарушены оспариваемыми действиями права и законные интересы заявителя в соответствии с требованиями ст. 201 АПК РФ, а также дать оценку доводам Учреждения о наличии оснований для исключения судна из бербоут-чартерного реестра с учетом фактических обстоятельств дела и требований законодательства.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.05.2005, постановление от 27.10.2005 по делу N А51-5186/03 16-204 Арбитражного суда Приморского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 марта 2006 г. N Ф03-А51/06-1/125
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании