Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 марта 2006 г. N Ф03-А51/06-1/908
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Приморскому краю на решение от 07.11.2005, постановление от 25.01.2006 по делу N А51-10134/2005 27-206 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Приморский газ" к Администрации г. Владивостока, Министерству финансов РФ, Департаменту финансов администрации Приморского края о взыскании 97600 руб.
Резолютивная часть постановления от 21.03.2006. Полный текст постановления изготовлен 28.03.2006.
Открытое акционерное общество "Приморский газ" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации города Владивостока, Министерству финансов РФ, Департаменту финансов администрации Приморского края о взыскании 97600 руб., составляющие убытки, возникшие в связи с предоставлением с июля по ноябрь 2004 года отдельным категориям граждан льгот по оплате газа в размере 50%, установленных ФЗ "О ветеранах".
Решением суда от 07.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.01.2006, требования истца удовлетворены в заявленной сумме за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Судебные акты мотивированы неисполнением Российской Федерацией установленных федеральным законодательством обязательств по финансированию из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации средств для компенсации спорных расходов.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит их отменить как необоснованные, вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, в иске к Российской Федерации истцу отказать.
При этом, заявитель, полагая, что Российская Федерация - ненадлежащий ответчик по делу, ссылается на неправильное применение судом п. 2 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей возмещение указанных расходов истца за счет средств субъекта Федерации с последующим возмещением бюджету субъекта путем взаиморасчетов с федеральным бюджетом.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании федерального закона "О ветеранах" и во исполнение договора N 065-973/04 от 16.06.2004, заключенного с администрацией г. Владивостока, за счет собственных средств предоставило гражданам, имеющим на это право, 50% скидку по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в сумме 97600 руб. на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Статья 10 Федерального закона "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. При этом за счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.
Указанная статья также предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, имеющих целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ в спорный период не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому закону.
Вместе с тем, постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Исходя из Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ (действующим до 07.07.2003), финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, финансирование на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось. Указанное подтверждается Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" от 23.12.2003, согласно которому, данные расходы в составе расходов федерального бюджета на соответствующий год не утверждались. Не были они предусмотрены как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Наряду с этим, Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" от 29.12.2003 N 91-КЗ в составе расходов бюджета Приморского края из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования Фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации Федерального закона "О ветеранах". В том числе городу Владивостоку перечислено на указанные цели 165 тыс. руб.
Вместе с тем, переданные из краевого бюджета финансовые средства не удовлетворили потребность муниципального образования в средствах по возмещению расходов организациям, предоставившим льготы по жилищно-коммунальным услугам.
Поскольку органы государственной власти не обеспечили реализацию установленных федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации.
Судебные акты приняты Арбитражным судом Приморского края с соблюдением норм процессуального и материального права, всем изложенным обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, поэтому оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 07.11.2005, постановление от 25.01.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-10134/2005 27-206 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 марта 2006 г. N Ф03-А51/06-1/908
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании