Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 апреля 2006 г. N Ф03-А59/06-1/1025
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления муниципального образования "Поронайский район" на решение от 17.10.2005, постановление от 11.01.2006 по делу N А59-662/05-С25 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Открытого акционерного общества "Сахалинэнерго" к Финансовому управлению муниципального образования "Поронайский район", Главному финансовому управлению Сахалинской области и Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по Сахалинской области о взыскании 2141257,70 руб. убытков, понесенных в связи с предоставлением субсидий гражданам на опалту электроэнергии.
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2006 года.
Открытое акционерное общество "Сахалинэнерго" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Финансовому управлению муниципального образования "Поронайский район", Главному финансовому управлению Сахалинской области и Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по Сахалинской области о взыскании 2141257,70 руб. убытков, понесенных в связи с предоставлением истцом в период май-декабрь 2003 года гражданам, имеющим на это право, субсидий по оплате электроэнергии.
Решением суда от 17.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.01.2006, исковые требования удовлетворены путем взыскания истребуемой суммы с Финансового управления МО "Поронайский район" за счет казны муниципального образования.
При этом судебные инстанции исходили из того, что у МО "Поронайский район" было достаточно средств для возмещения расходов по предоставлению населению субсидий.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Финуправления МО "Поронайский район", в которой оно просит отменить решение и постановление.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что удовлетворяя иск за счет казны муниципального образования, суд не установил факт бездействия органов местного самоуправления.
По мнению заявителя кассационной жалобы, у муниципального образования отсутствовала реальная возможность принять на себя дополнительные расходы, возникшие в результате решений принятых органами власти более высокого уровня, так как предельный размер дефицита бюджета составлял 10% от объема доходов бюджета муниципального образования.
Приводит доводы о том, что имеет место недофинансирование со стороны федерального бюджета по рассматриваемым расходам.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не приняли.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления суда в связи со следующим.
Как установлено судом, ОАО "Сахалинэнерго" с мая по декабрь 2003 года в силу Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации" при осуществлении расчетов за предоставленные услуги электроэнергии предоставило субсидии малообеспеченным гражданам, проживающим в Поронайском районе, в размере 2141257,70 руб.
Ввиду невозмещения истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов указанной суммы заявлены исковые требования о ее взыскании.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно руководствовался Законом РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в ред. 06.05.2003), статьей 15.4 которого определено, что возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам названных субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (в ред. от 21.01.2003) рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год выделение средств на указанные цели.
На основании статьи 56 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" денежные средства в сумме 5000 млн. руб. распределены по субъектам исходя из среднего уровня возмещения расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 20%.
Правительство Российской Федерации в постановлении от 01.04.2003 N 179 "О правилах предоставления из Фонда софинансирования социальных расходов консолидированных бюджетов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" установило уровень дотаций на выплату субсидий по субъектам Российской Федерации. Для Сахалинской области этот уровень определен в размере 35%.
Сумма начисленных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в 2003 году в МО "Поронайский район" составила 59468 тыс. руб.
Судом установлено, что Сахалинской области направлены денежные средства из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг в размере 188385600 руб., которые субъектом РФ распределены между муниципальными образованиями (Поронайскому району выделено 18795 тыс. руб.). Из бюджета Сахалинской области на указанные цели поступило 20620 тыс. руб. В 2004 году 5084 тыс. руб. дополнительно направлены из областного бюджета Поронайскому району на погашение задолженности за 2003 год по начисленным субсидиям (платежное поручение N 2854 от 31.12.2004).
В консолидированном бюджете МО "Поронайский район" предусмотрено 17275 тыс. руб. Однако, фактически выделено 3389 тыс. руб.
При таких обстоятельствах, суд правомерно взыскал понесенные истцом расходы по предоставлению гражданам субсидий за жилищно-коммунальные услуги в 2003 году за счет казны МО "Поронайский район", поскольку муниципальное образование было обеспечено финансовыми средствами в полном объеме для осуществления государственных полномочий по реализации федерального закона.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что имеет место недофинансирование со стороны федерального бюджета, подлежит отклонению, поскольку предусмотренная прогнозом консолидированного бюджета сумма доведена до муниципального образования в полном объеме, и кроме того, статьей 15.4 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики" установлено только частичное возмещение из федерального бюджета расходов на предоставление субсидий населению.
На основании изложенного, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 17.10.2005 и постановление от 11.01.2006 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-662/05-С25 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 апреля 2006 г. N Ф03-А59/06-1/1025
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании