Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 апреля 2006 г. N Ф03-А16/06-1/1022
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Фин. управление правительства ЕАО: Романова О.Б. - представитель по доверенности N 90 от 31.01.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области на решение от 14.06.2005, постановление от 28.12.2005 по делу N А16-465/2005 Арбитражного суда Еврейской автономной области, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога" к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области, Комитету социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области, Финансовое управление правительства Еврейской автономной области о взыскании 46605 рублей 95 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2006 года.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области, Комитету социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области, Финансовому управлению правительства Еврейской автономной области о взыскании 46605 рублей 95 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в 2004 году гражданам, проживающим на территории ЕАО льготной скидки по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
В апелляционной инстанции, при рассмотрении дела по правилам первой инстанции, к участию в деле в качестве ответчиков также привлечены: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.
Решением суда от 14.06.2005 и постановлением суда апелляционной инстанции от 28.12.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.
При этом суды обеих инстанции исходили из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ - Еврейскую автономную область финансовыми средствами для реализации в полном объеме льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", и в нарушение п. 2 ст. 10 указанного Закона не учло при формировании федерального бюджета на 2004 год средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой он полагает решение и постановлением апелляционной инстанции отменить как необоснованные и вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд в нарушение пункта 10 статьи 158 БК РФ необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льгот ветеранам, так как согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963, финансирование указанных расходов, понесенных операторами связи, производится за счет средств федерального бюджета, предоставленных Министерству труда и социального развития РФ, как главному распорядителю бюджетных средств.
Судебная коллегия кассационной инстанции, заслушав в заседании суда представителя Финансового управления правительства ЕАО, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами обеих инстанции норм права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Биробиджанская дистанция сигнализации, связи и вычислительной техники Хабаровского отделения дороги в 2004 году на основании заключенного с Комитетом социальной защиты населения правительства ЕАО договора б/н от 01.01.2004 при расчете за оказанные услуги связи (абонентская плата за телефон), учитывала в соответствии с ФЗ "О ветеранах" льготу в виде 50% скидки жителям ЕАО, подпадающим под действие этого закона.
За счет собственных средств истец с 01.09.2004 по 31.11.2004 предоставил льготы по оплате услуг связи ветеранам на сумму 46605 рублей 95 копеек, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами и не оспаривается сторонами.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в указанной сумме на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Так, статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот ветеранам назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
В соответствии со статьей 30 ФЗ "О связи" порядок возмещения предприятиям связи недополученных в результате предоставления льгот доходов определяется Правительством РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963 утверждены Правила о порядке возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах". Постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80 срок действия настоящих Правил продлен на 2004 год.
Указанные Правила устанавливают порядок возмещения операторам связи расходов, понесенных ими с предоставлением услуг связи ветеранам за счет средств федерального бюджета, направленных Министерству труда РФ, которое в пределах выделяемых Министерством финансов РФ средств распределяет ассигнования по субъектам Российской Федерации и перечисляет их органам социальной защиты субъектов через органы федерального казначейства.
Как следует из обстоятельств дела, Комитетом социальной защиты населения правительства ЕАО на основании государственного контракта на финансирование мероприятий, предусмотренных ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" была сделана заявка на финансирование расходов по установке телефонов, оплате абонентской платы за пользование телефонами на сумму 8448,0 тысяч рублей.
Фактически на указанные в заявке цели Комитету в пределах лимитов бюджетных обязательств через Министерство труда и социального развития РФ средств в 2004 году выделено 5691,80 тысяч рублей, которые полностью им использованы по целевому назначению. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Таким образом, выделенные бюджетные средства не компенсировали и полном объеме реальные расходы операторов связи, в том числе и истца.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление установлено Министерство финансов Российской Федерации.
Судом установлено, что в соответствии с ФЗ "О бюджетной классификации" от 15.08.1996 N 115-ФЗ главным распорядителем средств федерального бюджета, предназначенных для оплаты установки телефона ветеранам и оплаты его использования является Министерство труда и социального развития РФ.
При этом суд обоснованно отклонил доводы Минфина РФ о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство труда и социального развития РФ, поскольку доказательств неисполнения последним обязательств по перечислению средств федерального бюджета субъектам ответчиком не представлено.
Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство труда и социального развития РФ и Министерство здравоохранения РФ упразднены в связи с ликвидацией, и их функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы вновь образованному Министерству здравоохранения и социального развития РФ без перехода прав и обязанностей ликвидированных министерств.
При таких обстоятельствах убытки, причиненные истцу, подлежат взысканию с Министерства финансов РФ, как органа, выступающего от имени казны РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 28.12.2005 Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу N А16-465/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 апреля 2006 г. N Ф03-А16/06-1/1022
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании