Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 апреля 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1109
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Финансового департамента г. Хабаровска: Д.Л. Малашкин - консультант отдела по доверенности от 28.12.2005; от Министерства финансов РФ: Н.В. Бертина - главный специалист по доверенности от 31.01.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 26.12.2005 по делу N А73-3168/2005-26 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Домоуправления N 4 Хабаровской квартирно-эксплутационной части к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Финансовому департаменту г. Хабаровска, третье лицо: Управление социальной защиты населения комитета по управлению Центральным округом г. Хабаровска о взыскании 990815,08 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 4 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2006 года.
Домоуправление N 4 Хабаровской квартирно-эксплутационной части обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Финансовому департаменту г. Хабаровска о взыскании 990815,08 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с января по декабрь 2002 года в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5.
До вынесения решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил размер исковых требований до 1001765,27 руб.
Решением от 26.12.2005 исковые требования удовлетворены в уточненном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным ФЗ "О ветеранах", не выделялись.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Обратившись в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на пункт 2 части 1 статьи 10 ФЗ "О ветеранах", где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Также считает, что ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено предоставление дополнительных средств бюджетам субъектов РФ - поступления от налога на доходы физических лиц, а их целевой характер предусмотрен Методикой расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2002 год.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Министерства финансов РФ поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Финансового департамента г. Хабаровска выразил согласие с принятым по делу судебным актом и просил оставить его без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как установлено материалами дела, в период с 01.01.2002 по 31.12.2002 ДУ N 4 Хабаровской КЭЧ предоставило льготы в размере 50% по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельной категории граждан в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Всего за указанный период истец предоставил льгот на сумму 1001765,27 руб., что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, суд правомерно руководствовался статьей 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей возмещение указанных расходов за счет средств бюджетов субъектов Федерации, а также учет этих расходов органами государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, имеющих целевое назначение.
Постановлением Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" не утверждено расходных статей, предусматривающих целевое выделение денежных средств в бюджеты субъектов РФ на реализацию льгот по ФЗ "О ветеранах".
Ссылка Министерства финансов РФ на то, что в Методике расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2002 год предусмотрено выделение Хабаровскому краю средств на реализацию ФЗ "О ветеранах", не может быть принята во внимание, поскольку указанные дотации, подлежащие передаче из федерального бюджета в бюджет края, не содержат указание на целевое назначение этих средств, а являются дотациями на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Доказательств нецелевого использования Хабаровским краем полученных из Федерального фонда финансовой поддержки в рассматриваемый период средств Минфином РФ не представлено.
Кроме того, судом установлено, что приложением N 14 к Закону Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" от 31.01.2002 N 9 предусмотрена передача МО г. Хабаровска государственных полномочий Хабаровского края на реализацию ФЗ "О ветеранах" в сумме 129892 руб.
Объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на рассматриваемые цели не удовлетворил его потребность в средствах на компенсацию расходов предприятий, предоставивших ветеранам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, Хабаровский край как субъект Федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных краевым бюджетом при реализации ФЗ "О ветеранах", предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию указанного Закона в пределах своих финансовых возможностей.
В связи с этим доводы Министерства финансов РФ о необоснованном возложении на него ответственности несостоятельны.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2002 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 125, 1071 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены решения от 26.12.2005 и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 26.12.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3168/2005-26 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 апреля 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1109
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании