Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 апреля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1225
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: начальник юридического отдела по доверенности N 15/01-05 от 11.01.2006 - Струговец Г.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 03.11.2005, постановление от 01.02.2006 по делу N А51-8278/05 5-162 Арбитражного суда Приморского края, по иску Муниципального унитарного предприятия "Жилищник" к Администрации муниципального образования Арсеньевского городского округа, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 587000 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2006 года. Полный текст постановления изготовлен 18.04.2006 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищник" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации МО г. Арсеньева о взыскании 587000 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате коммунальных услуг в период с 2002 по 2004 год, в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 N 1761-1.
Определением суда от 11.07.2005 по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Департамент финансов Администрации Приморского края, Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю.
Решением от 03.11.2005, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.02.2006, исковые требования удовлетворены с учетом уточненных требований истца в сумме 554000 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", выделялись не в полном объеме.
В остальной части требований истцу отказано в связи с отказом истца от иска в этой части.
Не согласившись с судебными актами в части удовлетворенных требований истца, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, в иске к РФ отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, ответственным лицом по возмещению расходов, понесенных МУП "Жилищник" по оплате электроэнергии в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", является субъект Российской Федерации, поскольку согласно пункту 14 Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам, производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, МУП "Жилищник" в период с января 2002 по декабрь 2004 год предоставляло льготы отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 554000 руб., составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Суд при оценке источников финансирования затрат истца исходил из Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", установившего такие льготы, порядок их предоставления и источник финансирования - федеральный бюджет, что соответствует ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999, предусматривающему, что обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, относятся к полномочиям Российской Федерации в области социальной защиты, поэтому финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
При этом согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, непосредственно из которого они финансируются как отдельный вид расходов и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.
Судом установлено, что в спорный период из Федерального фонда компенсаций предусмотрены субвенции на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" Приморскому краю в том числе в 2002 - в сумме 12152,3 тыс. руб., в 2003 - 13060 тыс. руб., в 2004 - 21777 тыс. руб. Указанные средства перечислены на лицевые счета финансовых управлений муниципальных образований, открытых в органах федерального казначейства, в том числе МО г. Арсеньев передано в 2002 - 596 тыс. руб. в 2003 - 1913 тыс. руб., в 2004 - 245 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования денежных средств в материалах дела нет.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса РФ органом, призванным выступать от имени казны Российской Федерации при возмещении вреда за ее счет, является Министерство финансов РФ.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 554000 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 03.11.2005 и постановление от 01.02.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-8278/2005 5-162 оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 апреля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1225
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании