Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 апреля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1087
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 19.10.2005, постановление от 10.01.2006 по делу N А51-7893/2005 7-170 Арбитражного суда Приморского края, по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту финансов администрации Приморского края о взыскании 45996,76 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2006. Полный текст постановления изготовлен 11.04.2006.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" обратилось с иском в Арбитражный суд Приморского края к Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании убытков в сумме 45996,76 руб., возникших в результате предоставления льгот по оплате отопления гражданам в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" за период август-декабрь 2004 года.
Решением суда от 19.10.2005, оставленным без изменения постановлением от 10.01.2006, исковые требования удовлетворены путем взыскания истребуемой суммы с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на ст.ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года".
Остальные ответчики от ответственности по иску освобождены.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со ст.ст. 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой предлагается решение суда отменить, со ссылкой на то, что указанная льгота должна возмещаться за счет средств бюджета субъекта РФ, что соответствует ст. 72 Конституции РФ, ст. 7 БК РФ.
Кроме того, по его мнению, истец не доказал факт несения убытков в спорный период, а также право на льготу у лиц в соответствии с законодательством.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, КГУП "Примтеплоэнерго" за счет собственных средств в августе-декабре 2004 года предоставило многодетным семьям льготы по оплате тепловой энергии в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" и на основании заключенного с Администрацией Надеждинского района договора от 05.01.2004 на общую сумму 45996,76 руб.
Предоставление льгот в заявленном размере подтверждается счетами-квитанциями, предъявляемыми населению, утвержденными УСЗН администрации Надеждинского района своднымирасчетами по предоставлению льгот, приложениями к сводным отчетам и актами сверок взаиморасчетов между филиалом "Надеждинский"и управлением социальной защиты населения Надеждинского района. Поэтому доводы заявителя кассационной инстанции о недоказанностиистцом размера предоставленных льгот и правомерности их предоставления несостоятельны.
Спор возник в связи с невозмещением истцу произведенных им расходов по предоставлению льгот государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента N 431 от 05.05.1992 установлена для многодетных семей скидка при оплате коммунальных услуг в размере не ниже 30% от установленной платы. Источник финансирования этой льготы в Указе не определен, но предложено Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
Во исполнение Указа, Минфин РФ совместно с Минсоцзащиты населения РФ письмом от 29.06.1992 за N 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" (пункт 2) разъяснили, что скидки на оплату коммунальных услуг производятся за счет средств местных бюджетов.
Однако данный пункт разъяснений решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 признан недействующим, как противоречащий федеральным законам и нарушающий права местного самоуправления, Федеральным Законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Поэтому суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для возложения ответственности по возмещению истцу убытков за счет муниципального бюджета ввиду невыделения средств в бюджет города на осуществление переданных на муниципальный уровень власти государственных полномочий в необходимом объеме.
Кроме того, согласно постановлению Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации также предусматривает исключительно из федерального бюджета финансовое обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, которые приводят к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней.
Исходя из указанных норм, а также ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", судом сделан обоснованный вывод, что средства на реализацию льгот, установленных Указом Президента РФ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", должны предусматриваться в федеральном бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.
Как установлено из материалов дела и не опровергнуто Минфином РФ, финансовые средства на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральном бюджете на 2004 год не запланированы и Приморскому краю в спорный период не выделялись.
В связи с чем, убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате тепловой энергии многодетным семьям, обоснованно возмещены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании ст. 15, 16, 1069 ГК РФ.
Поскольку решение и постановление суда приняты Арбитражным судом Приморского края с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.10.2005, постановление от 10.01.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-7893/2005 7-170 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации также предусматривает исключительно из федерального бюджета финансовое обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, которые приводят к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней.
Исходя из указанных норм, а также ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", судом сделан обоснованный вывод, что средства на реализацию льгот, установленных Указом Президента РФ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", должны предусматриваться в федеральном бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.
Как установлено из материалов дела и не опровергнуто Минфином РФ, финансовые средства на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральном бюджете на 2004 год не запланированы и Приморскому краю в спорный период не выделялись.
В связи с чем, убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате тепловой энергии многодетным семьям, обоснованно возмещены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании ст. 15, 16, 1069 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 апреля 2004 г. N Ф03-А51/06-1/1087
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании