Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 апреля 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1163
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Минфина РФ - Ковалева Т.С., гл.специалист по доверенности N 1551 от 31.01.06, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 24.11.2005, постановление от 09.02.2006 по делу N А73-3596/2005-27 (АИ-1/47/06-8) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства п. Чегдомын к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю, Финансовому управлению администрации Верхнебуреинского района, Комитету социальной защиты населения администрации Верхнебуреинского района о взыскании 1295748 руб. 73 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2006 года.
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства п. Чегдомын обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю, Финансовому управлению администрации Верхнебуреинского района, Комитету социальной защиты населения администрации Верхнебуреинского района о взыскании 1295748 руб. 73 коп., составляющих убытки от предоставления льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных в 2002-2004 годах в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Министерство финансов Хабаровского края.
Решением от 24.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.02.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", выделялись не в полном объеме. В иске к остальным ответчикам отказано.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, в которой просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неправильно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих отношения по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных расходов инвалидам.
Указывает на то, что денежные средства в доход бюджета Хабаровского края из федерального бюджета в спорный период поступили в полном объеме, поэтому ответственность по возмещению убытков истца не может быть отнесена на Министерство финансов РФ.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что взыскание из бюджета большей суммы в сравнении с определенной росписью на реализацию государственных функций, приводит к заведомой неисполнимости судебных актов.
От Минфина Хабаровского края поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, а также ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Минфина РФ доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, истец с 2002 по 2004 годы в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставлял указанной категории граждан льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В связи с наличием невозмещенных расходов в сумме 1295748,73 руб. по предоставленным инвалидам льготам в спорный период истец обратился с настоящим иском в суд.
Факт предоставления истцом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в спорный период гражданам в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
В соответствии со статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, имеют право на получение 50-процентной скидки при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Согласно пункту 16 Постановления Правительства РФ N 901 от 27.07.1996, изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом Федерации и органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление, как установлено пунктом 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, является Министерство финансов РФ.
Как установлено судом, средства Фонда компенсаций федерального бюджета, направленные в спорный период субъекту РФ на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, использованы последним по назначению, вместе с тем не покрыли его потребность в финансировании на указанные цели. Доказательства нецелевого использования средств федерального бюджета Минфином РФ не представлено.
Поскольку органами государственной власти не обеспечено финансовыми средствами в полном объеме исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", возникшие в связи с этим убытки истца судом правомерно возмещены на основании статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса РФ, за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 24.11.2005 и постановление от 09.02.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3596/2005-27 (АИ-1/47/06-8) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 апреля 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1163
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании