Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 апреля 2006 г. N Ф03-А73/06-1/992
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 08.11.2005, постановление от 24.01.2006 по делу N А73-7145/2005-38 (АИ-1/1605/05-8) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 701927 руб. 54 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2006 года.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 701927 руб. 54 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате теплоэнергии в 2003-2004 годах в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено муниципальное образование г. Амурска с Амурским районом.
Решением суда от 08.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.01.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что субъект РФ и муниципальное образование не были обеспечены в достаточном объеме финансовыми средствами для возмещения расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Минфина РФ, полагающего их отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льготы реабилитированным лицам, так как в соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 "Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий" возмещение данных расходов производится за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Кроме того, указывает, что из Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" субъекту РФ выделено достаточно средств.
Министерство финансов Хабаровского края представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, а также ходатайствует о проведении судебного разбирательства без участия его представителя.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ОАО "Хабаровскэнерго" за счет собственных средств в 2003, 2004 годах предоставило льготы в размере 50% по оплате теплоэнергии отдельной категории граждан, проживающим в Амурском районе Хабаровского края, в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 701927 руб. 54 коп., составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Статьей 16 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" предусмотрена льгота в виде 50% скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся политическим репрессиям.
В соответствии со статьей 17 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" предоставление таких льгот соответствующей категории граждан определено Правительством РФ.
Пункт 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий (утв. Постановлением Правительства РФ N 419 от 03.05.1994), устанавливает в качестве источника предоставления льгот бюджет субъекта РФ и местный бюджет с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что финансирование расходов, связанных с предоставлением федеральных льгот по оплате коммунальных услуг, не относится к вопросам местного значения.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
При этом согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, непосредственно из которого они финансируются как отдельный вид расходов и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.
Как установлено судом, в спорный период на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" в бюджет Хабаровского края из Фонда компенсаций федерального бюджета поступило в 2003 году - 37932,6 тыс. руб., в 2004 году - 33577,8 тыс. руб.
Указанные средства федерального бюджета доведены до муниципальных образований и распределены между предприятиями, предоставившими населению льготные услуги, в том числе Амурскому району передано 749034 руб. и 1371600 руб. соответственно. Вместе с тем объем названных средств не покрывает расходы предприятий, предоставивших гражданам льготные услуги.
Доказательств нецелевого использования полученных субъектом бюджетных средств не имеется.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край - финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 701927,54 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 08.11.2005 и постановление от 24.01.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-7145/2005-38 (АИ-1/1605/05-8) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 апреля 2006 г. N Ф03-А73/06-1/992
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании