Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 апреля 2006 г. N Ф03-А59/06-1/1268
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области на решение от 30.12.2005 по делу N А59-3424/05-С6 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску открытого акционерного общества "Энергоресурс" к Министерству финансов РФ, 3-и лица: Главное финансовое управление Сахалинской области, Финансовое управление г. Холмска и района, Управление социальной защиты населения г. Холмска и района, Департамент социальной защиты населения Сахалинской области о взыскании 2101086,65 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 18.04.2006. Полный текст постановления изготовлен 25.04.2006.
Открытое акционерное общество "Энергоресурс" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 2101086,65 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением гражданам с 01.04.2004 по 01.01.2005 льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах". Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены Главное финансовое управление Сахалинской области, Финансовое управление г. Холмска и района, Управление социальной защиты населения г. Холмска и района, Департамент социальной защиты населения Сахалинской области.
До принятия судом решения истец уточнил размер исковых в связи с возмещением ему задолженности по расходам, связанным с предоставлением льгот ветеранам, путем проведения 25.11.2005 с Администрацией МО "Холмский район" зачета взаимных платежей, и просил взыскать 529280,43 руб. убытков, возникших в связи с исполнением ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Решением суда от 30.12.2005 в пользу истца взыскано 529280,43 руб. с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность решения суда проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, в которой предлагается его отменить, в удовлетворении исковых требований за счет средств казны Российской Федерации отказать.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы социального обеспечения относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, и что суд неправильно подошел к оценке нормативных актов регулирующих отношения по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам.
Обращает внимание на то, что Сахалинской области за счет средств федерального бюджета в 2004 году предоставлены субвенции на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", в размере 76093 тыс. руб., при том, что самим субъектом РФ иных источников финансирования данного направления не предусмотрено.
Финансовое управление муниципального образования "Холмский район" и Главное финансовое управление Сахалинской области в представленных отзывах доводы кассационной жалобы отклонили, полагая состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебное заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте его проведения, не явились.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО ЖКХ "Энергоресурс" за счет собственных средств в период с 01.04.2004 по 01.01.2005 в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" предоставило гражданам, имеющим на это право, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг на сумму 539280,43 руб.
Ввиду того, что указанная сумма не возвращена из бюджета истцу, он обратился с иском в суд.
Факт предоставления истцом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в спорный период подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Разрешая спор, арбитражный суд, руководствуясь нормами ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", с учетом положений ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ, сделал обоснованный вывод о том, что предоставление инвалидам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг относится к компетенции федеральных органов власти.
Возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", за счет средств федерального бюджета, предусмотрено также статьей 15.6 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. В Федеральном законе от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон "Об основах федеральной жилищной политики" статьи 15.6 не существует
В соответствии с названным законом средства федерального бюджета на указанные цели предоставляются субъекту путем субвенций, что также соответствует статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ.
Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" из Фонда компенсаций запланировано 15202000 тыс. руб. субвенций на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", в том числе установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Статьей 47 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" предусмотрено, что предоставление и расходование указанных средств осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", согласно приложению 14 к названному закону, Порядок предоставления льгот инвалидам утвержден постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536.
Как установлено судом, средства Фонда компенсации федерального бюджета в размере 76093 тыс. руб., переданные Сахалинской области в спорный период на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, на основании Закона Сахалинской области от 30.12.2001 N 312 "Об областном бюджете" распределены субъектом РФ по муниципальным образованиям в полном объеме, в том числе МО "Холмский район", направлено 8614 тыс. руб. Вместе с тем, объем переданных субъекту денежных средств не покрыл потребность последнего в финансировании расходов предприятий, предоставивших льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета субъектом РФ либо муниципальным образованием не имеется.
При таких обстоятельствах, поскольку органами государственной власти не обеспечено в полном объеме финансирование исполнения ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", убытки истца правомерно возмещены за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 30.12.2005 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-3424/05-С6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 апреля 2006 г. N Ф03-А59/06-1/1268
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании