Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 апреля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/638
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Смагарев Н.Я. представитель по доверенности от 23.12.2005 N 716, от ответчика: Морозов И.С. начальник юридического отдела по доверенности от 12.10.2005 N 61, Скрипка В.Е. юрисконсульт по доверенности от 01.07.2005 N 48, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление от 28.11.2005 по делу N А51-7262/04 13-187 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к открытому акционерному обществу "Восточный порт" о взыскании 238430 руб. 64 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2006 года.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Восточный порт" о взыскании 238430 руб. 64 коп. платы за пользование вагонами с углем каменным, перечисленными в акте общей формы от 06.06.2003 N 632050 и простоявшими на путях станции Находка-Восточная в период с 06.06.2003 по 15.06.2003.
Решением суда от 24.09.2004 в удовлетворении исковых требований отказано по мотиву оформления актов общей формы и ведомостей подачи и уборки вагонов с нарушением Правил составления актов при перевозке грузов, Инструкции по ведению станционной и коммерческой отчетности, вследствие чего названные документы не имеют юридической силы и не могут являться основанием для начисления платы за пользование вагонами по ст. 39 УЖТ, а также доказательством вины ответчика в простое вагонов.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.03.2005 вышеназванное решение суда отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
Решением суда от 14.09.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал, что акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя вагонов по причине, зависящей от грузополучателя.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.11.2005 решение арбитражного суда от 14.09.2005 отменено, в удовлетворении исковые требований ОАО "РЖД" отказано. Пи этом суд сослался на нарушение перевозчиком Правил составления актов при перевозке грузов на железнодорожном транспорте, Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности.
В кассационной жалобе ОАО "Российские железные дороги" просит постановление апелляционной инстанции отменить в связи с неправильным применением норм материального права и оставить в силе решение суда.
Заявителем в обоснование доводов жалобы указано на неправильное применение п. 2.1, 2.4 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте и параграфа 100 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности.
Представитель истца в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель ответчика выразил несогласие относительно доводов жалобы и считая выводы арбитражного суда апелляционной инстанции соответствующими материалам дела и закону, просил оставить постановление без изменения.
Изучив доводы жалобы, отзыва на нее и заслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу об отмене постановления и оставлении в силе решения суда на основании п. 5 ч. 1 ст. 287 АПК РФ, исходя из нижеследующего.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 06.06.2003 по 15.06.2003 вагоны, указанные в акте общей формы от 06.06.2003, находились на путях станции Находка-Восточная в связи с невозможностью их подачи по причинам, зависящим от грузополучателя.
Отказ ответчика от оплаты счета-фактуры N 104 от 30.04.2004 в сумме 238430 руб. 64 коп. (платы за пользование вагонами) послужил основанием для обращения ОАО "Российские железные дороги" с настоящим иском в арбитражный суд.
Статья 39 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусматривает, что за время ожидания подачи вагонов или их приема по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы (ст. 119 ФЗ "УЖТ РФ").
Согласно п. 2.1 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте и параграфа 100 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности акт общей формы оформляется на задержку в подаче (передаче) вагонов по причинам, зависящим от грузополучателей. Ведомость подачи и уборки вагонов формы ГУ-46 (ГУ-46 ВЦ) служит для расчета и составляется на основании памяток приемосдатчика формы ГУ-45, ГУ-45 ВЦ (для платы за пользование вагонами на подъездных путях грузополучателя) и актов общей формы (для взыскания платы за пользование вагонами на путях общего пользования).
Суд первой инстанции, повторно рассматривая дело, установил, что акты общей формы истца и ответчика N 632050 идентичны по содержанию, в них указано: номера вагонов, время начала и окончания простоя, причина простоя. Акты подписаны полномочными представителями. Названный акт общей формы судом первой инстанции в соответствии со ст.ст. 64, 67, 68, 75 АПК РФ и ст. 119 ФЗ "УЖТ РФ", п. 2.1 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте принят в качестве доказательства простоя вагонов на станции Находка-Восточная по вине грузополучателя.
В этой связи арбитражный суд апелляционной инстанции неправильно применил Правила составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте в связи с чем отменил решение.
Судом первой инстанции также установлено, что ведомости подачи-уборки вагонов NN 901791 и 901792 составлены после окончания простоя вагонов, подписаны представителями сторон. Их составление соответствует параграфу 87 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности.
Между тем судом апелляционной инстанции неправильно применены положения названной Инструкции.
Таким образом, обоснованы доводы жалобы о нарушении апелляционной инстанцией применения ст. 119 ФЗ "УЖТ РФ", Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности, поэтому постановление подлежит отмене с оставлением в силе решения суда.
В этой связи не принимаются во внимание доводы ответчика о соответствии выводов суда апелляционной инстанции закону и о неправильном применении норм материального права судом первой инстанции.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 28.11.2005 по делу N А51-7262/04 13-187 Арбитражного суда Приморского края отменить и оставить в силе решение суда от 14.09.2005.
Взыскать с ОАО "Восточный порт" в пользу ОАО "Российские железные дороги" госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист и произвести поворот исполнения судебных актов в порядке ст.ст. 325, 326 АПК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 апреля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/638
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании