Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 апреля 2006 г. N Ф03-А24/06-2/811
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ООО "А": Осипова Г.В. - представитель, дов. б/н от 20.03.2006, от МИФНС России N 2 по Камчатской области и КАО: Ерилова Е.И. - ведущий специалист по доверенности от 01.02.2006 N 02-36, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу на решение от 27.12.2005 по делу N А24-5075/05-14 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "А" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу о признании недействительным решения от 11.11.2005 N 06-22/23544.
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2006 года.
Общество с ограниченной ответственностью "А" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу от 11.11.2005 N 06-22/23544.
Решением суда от 27.12.2005 заявленные требования удовлетворены. Суд установил, что у общества имеются согласованные и утвержденные компетентным органом в установленном порядке нормативы неизбежных технологических потерь при добыче минеральных вод и углекислоты спонтанного газа, в связи с чем, оснований для доначисления обществу налога на добычу полезных ископаемых и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не имеется.
В апелляционном порядке законность решения суда не проверялась.
В кассационной жалобе налоговый орган, оспаривая вывод суда, считает, что судом неправильно применены нормы материального права, решение суда является незаконным и подлежит отмене.
В обоснование жалобы налоговый орган указывает, что обществом неправильно применена налоговая 0%, поскольку право на льготу по исчислению налога на добычу полезных ископаемых может быть реализовано только после принятия соответствующим министерством нормативов потерь минеральных вод и углекислоты спонтанного газа.
При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований к отмене решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу проведена камеральная налоговая проверка ООО "А" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добычу полезных ископаемых, платы за добычу подземных вод, платы за пользование водными объектами за период с 01.01.2003 по 31.12.2004. По результатам которой составлен акт N 06-22/84 от 25.10.2005 и принято решение N 06-22/23544 от 11.11.2005 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в виде взыскания штрафа в размере 821537 руб. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить неполностью уплаченный налог на добычу полезных ископаемых в сумме 4107683 руб., пени в сумме 1031715 руб.
Основанием для доначисления налога на добычу полезных ископаемых в размере 4107683 руб. явилось то, что общество необоснованно в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ применило налоговую ставку 0 процентов к нормативным потерям воды и углекислоты спонтанного газа, что привело к занижению налогооблагаемой базы в 2003 году - 1841373 руб., в 2004 году - 2266309 руб. и неуплате налога в сумме 4107683 руб.
Полагая, что оспариваемое решение налогового органа вынесено с нарушением норм действующего законодательства и нарушает законные интересы и права в сфере экономической деятельности, ООО "А" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с главой 26 НК РФ (налог на добычу полезных ископаемых) налогоплательщиками налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом налогообложения налога на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого полезного ископаемого.
Пунктом 1 статьи 342 НК РФ установлено, что ставка 0% применяется в отношении технологических потерь в пределах нормативов потерь, утвержденных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. ООО "А" осуществляет деятельность по добыче и реализации полезных ископаемых, в том числе минеральной воды и углекислоты спонтанного газа.
Право на добычу удостоверено лицензией ПТР N 00258 МЭ (с целевым назначением и видами работ: добыча углекислых минеральных вод и попутная добыча углекислого газа Малкинского месторождения).
Судом установлено, что лицензионным соглашением, установлены основные правила и условия, которыми должен руководствоваться недропользователь при добыче полезных ископаемых, в том числе ежегодно представлять на утверждение в территориальный орган Госгортехнадзор России расчет годовой добычи (лимит) и уровня технологических потерь (пункт 4.6 Соглашение).
Кроме того, пунктом 6.3 Соглашения предусмотрено, что налоговые обязательства по добытым минеральной воде и углекислому газу определяются исходя из сложившихся цен реализации и потерь при добыче, установленных проектом промышленной разработки месторождения и ежегодно согласовываемых с территориальным органом Госгортехнадзора России.
Судом также установлено, что условия предусмотренные Соглашением согласованы с Комитетом природных ресурсов по Камчатской области и Корякскому автономному округу (территориальным органом Министерства природных ресурсов).
Неизбежность технологических потерь при разработке месторождений минеральных вод и обязательность утверждения их норматива органом Госгортехнадзора России, как правильно указал суд первой инстанции, предусмотрены Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 72 "Об утверждении правил разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей", Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 N 71 "Об утверждении правил охраны недр".
Указанные нормативные акты разработаны и приняты Госгортехнадзором России в пределах компетенции, установленной Правительством Российской Федерации в постановлении N 841 от 03.12.2001 "Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России".
В материалах дела имеется Письмо Госгортехнадзора России от 25.12.2002 N АС-04-35/759 "О согласовании нормативов потерь", в котором указано, что нормативы потерь минеральных вод утверждению органами МПФ России или Минэнерго России не подлежат и их согласование территориальными органами Госгортехнадзора России производится в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, Протоколом коллегии Камчатского межрегионального управления по техническому и экономическому надзору Ростехнадзора от 29.03.2004 N 11 утверждены нормативы потерь при добыче минеральной воды в размере 70%, при добыче углекислоты спонтанного газа в размере 40%.
Налоговый орган, ссылаясь на отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов потерь и руководствуясь пунктом 4 Правил об утверждении нормативных потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, считает, что до утверждения нормативов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, налогообложение по налоговой ставке 0% добытых полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых не производится.
Суд исследовал этот довод налогового органа и пришел к обоснованному выводу о том, что порядок утверждения нормативов потерь, установленный указанными выше Правилами касается только твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья, о чем прямо указано в Правилах и не распределяется на добычу минеральных вод и углекислоты спонтанного газа.
Учитывая, что нормативы неизбежных технологических потерь в 2004 году при добыче углекислых холодных минеральных и термальных вод на Малкинских месторождениях утверждены Протоколом Камчатского межрайонного управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора от 29.03.2004, оснований и полномочий для иной оценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное решение суда признается законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.12.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-5075/05-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 апреля 2006 г. N Ф03-А24/06-2/811
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании