Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 апреля 2006 г. N Ф03-А24/06-1/1062
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатской области на решение от 14.11.2005, постановление от 25.01.2006 по делу N А24-1330/05-05 Арбитражного суда Камчатской области, по иску Комитета по управлению государственным имуществом Камчатской области, общества с ограниченной ответственностью "Эколит" к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Камчатской области о признании недействительным решения и предписания Камчатского УФ АС от 12.04.2005.
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2006. Полный текст постановления изготовлен 18.04.2006.
Комитет по управлению государственным имуществом Камчатской области и общество с ограниченной ответственностью "Эколит" обратились в Арбитражный суд Камчатской области с заявлениями о признании недействительными решения от 12.04.2005 и предписания от 12.04.2005 Управления федеральной антимонопольной службы по Камчатской области.
Определением от 06.06.2005 данные заявления объединены в одно производство.
Решением от 14.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.01.2006 требования заявителей удовлетворены в полном объеме, решение и предписание от 12.04.2005 Управления Федеральной антимонопольной службы России по Камчатской области признаны недействительными как не соответствующие Закону РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением, Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатской области в своей кассационной жалобе просит их отменить и отказать заявителям в удовлетворении их требований.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что при рассмотрении спора судом не подвергался оценке ни один из квалифицирующих признаков составов нарушений антимонопольного законодательства, установленных статьями 7, 8 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" применительно к действиям КУГИ Камчатской области и ООО "Эколит", послужившим основанием для вынесения спорных решения и предписания от 12.04.2005.
В качестве таких квалифицирующих признаков УФАС по Камчатской области указывает на передачу Комитетом своих функций по управлению федеральной недвижимой собственностью хозяйствующему субъекту; устранение этим хозяйствующим субъектом, являющимся учредителем СМИ, конкурентов в этой области; кредитование деятельности своих СМИ за счет субарендаторов; непомерное завышение ставок по эксплуатации здания, по которым пользователи рассчитываются с ООО "Эколит"; разрешение хозяйствующему субъекту использовать арендные платежи в счет капитального ремонта в отсутствие размещенного госзаказа и договора на капитальный ремонт, что влечет недополучение бюджетом значительных денежных средств.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания жалобы, своих представителей для участия в заседании кассационной инстанции не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность принятых по делу решения и постановления, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа находит их подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, решением от 12.04.2005 по делу N 21-07/03-2005А Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатской области установило, что Комитет по управлению государственным имуществом Камчатской области совершил действия по передаче полномочий по управлению государственным имуществом казны субъекта РФ - Камчатской области - нежилых помещений Редакционно-издательского корпуса по ул. Лукашевского, 5 г. Петропавловск-Камчатского в части распоряжения имуществом хозяйствующему субъекту - ООО "Эколит", а также по передаче полномочий хозяйствующему субъекту ООО "Эколит" по распоряжению бюджетными средствами в части расходования подлежащих зачислению в бюджет платежей на оплату работ по капитальному ремонту, что является нарушением п. 3 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Кроме того, указанным решением Комитет по управлению государственным имуществом Камчатской области и ООО "Эколит" были признаны нарушившими ст. 8 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части эксплуатации, расчета стоимости и содержания 1 кв.м здания редакционно-издательского корпуса по ул. Лукашевского, д. 5, а также производства капитального ремонта этого здания.
Предписанием от 12.04.2005 УФАС по Камчатской области указало Комитету по управлению государственным имуществом Камчатской области прекратить нарушение п. 3 ст. 7, ст. 8 РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", расторгнуть договор аренды государственного имущества N 1435 от 13.02.2001, заключенный с ООО "Эколит" и заключить прямые договоры аренды нежилых помещений в здании по ул. Лукашевского, 5 с хозяйствующими субъектами, пользующимися этим помещениями по договорам субаренды.
Полагая, что решение и предписание УФАС по Камчатской области не основаны на законе и ограничивают права КУГИ по Камчатской области по сдаче имущества Камчатской области в аренду, последний обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
ООО "Эколит" в качестве основания своего заявления о признании недействительным решения и предписания УФ АС по Камчатской области по делу N 21-07/03-2005 сослалось на нарушение прав и законных интересов общества, ограничение и препятствие ведению хозяйственной деятельности.
Удовлетворяя требования КУГИ по Камчатской области и ООО "Эколит" и признавая решение УФАС по Камчатской области от 12.04.2005 недействительным, суд, сославшись на нормы гражданского законодательства, не исследовал все изложенные в оспариваемом решении обстоятельства.
Так не получили своего опровержения со ссылкой на надлежащие доказательства доводы антимонопольного органа о том, что ООО "Эколит" имело возможность по своему усмотрению распоряжаться федеральными денежными средствами, о непомерном завышении ставок по эксплуатации здания субарендаторами, об устранении конкурирующих СМИ, об ограничении конкуренции на рынке строительных работ.
Поэтому при новом рассмотрении спора необходимо исследовать данные обстоятельства с привлечением к участию в деле заинтересованных лиц - субарендаторов, СМИ, а также Администрации Камчатской области, которая должна разъяснить порядок выдачи государственных заказов на капитальный ремонт недвижимого федерального имущества, возможность его осуществления и финансирования на территории Камчатской области на конкурсной основе.
Необходимо суду также установить размер платежей, уплачиваемых субарендаторами, арендатором - ООО "Эколит" и соответствие этих платежей нормативным платежам.
При разрешении спора необходимо учесть и то обстоятельство, что в силу абз. 2 ч. 3 ст. 7 Закона о конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов.
Исходя из смысла и содержания указанной нормы права, запрет на совмещение функций государственных органов и функций хозяйствующих субъектов носит безусловный характер и для состава антимонопольного правонарушения наличия последствий по ограничению конкуренции не требуется.
Поэтому суду при новом рассмотрении спора, помимо вышеизложенного, необходимо, исходя из Положения о Комитете, установить его функции относительно недвижимого имущества Камчатской области и определить совмещались ли эти функции с деятельностью хозяйственного субъекта - ООО "Эколит", целью деятельности которого является получение прибыли.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.01.2006 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-1330/05-05 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 апреля 2006 г. N Ф03-А24/06-1/1062
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании