Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 марта 2006 г. N Ф03-А73/06-1/957
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: О.В. Борисенко - управляющая по доверенности от 17.02.2005, от ответчика: Финансового департамента администрации г. Хабаровска: Е.А. Фадеева - консультант отдела по доверенности от 01.12.2005 N 04-02/2001; от Министерства финансов Хабаровского края: С.Н. Тимошенко - главный специалист юридической службы по доверенности от 29.11.2005 N 19-11/2206; от Министерства финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю: А.А. Гоц - ведущий специалист юридического отдела по доверенности от 31.01.2006 N 1558, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на постановление от 21.12.2005 по делу N А73-2852/2005-27 (АИ-1/1456/05-47) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Товарищества собственников жилья "Гарант" к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска о взыскании 1686323,10 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2006 года.
Товарищество собственников жилья "Гарант" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска о взыскании 1686323,10 руб. расходов, связанных с предоставлением отдельной категории граждан субсидий в 2003-2004 годах в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1.
До вынесения решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уменьшил размер исковых требований до 1 349295,12 руб., из них за 2003 год - 506929,49 руб., за 2004 год - 842 365,63 руб.
Решением от 17.10.2005 исковые требования о взыскании убытков за 2003 год удовлетворены в сумме 506929,49 руб. за счет казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края; за 2004 год - 842365,63 руб. с Финансового департамента администрации г. Хабаровска за счет казны г. Хабаровска Постановлением апелляционной инстанции от 21.12.2005 решение от 17.10.2005 изменено. С Министерства финансов Хабаровского края за счет казны Хабаровского края взыскано 842365,63 руб. В иске к финансовому департаменту администрации г. Хабаровска отказано.
Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционной инстанции от 21.12.2005, Министерство финансов Хабаровского края в своей кассационной жалобе просит его отменить, как принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно истолковал положения Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" и Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887, поскольку они не устанавливают источником финансирования указанных расходов средства субъекта РФ и федерального бюджета.
Представитель Министерства финансов Хабаровского края поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители истца, Финансового департамента администрации г. Хабаровска, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю выразили согласие с принятым по делу постановлением апелляционной инстанции от 21.12.2005 и просили оставить его без изменения.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого постановления от 21.12.2005, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, Товарищество собственников жилья "Гарант" в 2004 году на основании Закона РФ "Об основах жилищной политики" при расчете за коммунальные услуги предоставило пожилым гражданам и малообеспеченным семьям субсидии.
Ввиду невозмещения истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов понесенных истцом расходов в сумме 1349295,12 руб. заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора суд апелляционной инстанции исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Так статьей 15 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1 определено, что органы государственного управления, местная администрация предоставляют гражданам субсидии, обеспечивающие оплату жилья и пределах социальной нормы площади, услуг с учетом совокупности дохода семьи, действующих льгот и бюджета.
Согласно статье 15.4 Закона возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам названных субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ.
В соответствии со статьей 51 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" сформирован Фонд софинансирования социальных расходов РФ и субъектов РФ, в котором предусмотрены дотации на частичное возмещение консолидированным бюджетам субъектов Федерации названных расходов.
Статья 132 Конституции РФ и статья 28 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" устанавливают, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Как установлено судом, из Фонда софинансирования социальных расходов в бюджет Хабаровского края на частичное возмещение затрат, связанных с предоставлением субсидий перечислено 134118000 руб.; в бюджете Хабаровского края для возмещения всем муниципальным образованиям Хабаровского края расходов от предоставления субсидий гражданам по оплате ЖКУ предусмотрено 228555000 руб.; в бюджете г. Хабаровска предусматривались собственные средства на финансирование субсидий в сумме 1500000 руб.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно возложил на бюджет Хабаровского края спорные расходы, поскольку выделенных в 2004 году на эти цели денежных средств оказалось неостаточно.
Поскольку вышеуказанными нормативными актами установлено только частичное возмещение из федерального бюджета расходов на предоставление субсидий населению, поэтому Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 на органы исполнительной власти субъекта РФ возложена обязанность предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением субсидий гражданам.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 21.12.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-2852/2005-27 (АИ-1/1456/05-47) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 марта 2006 г. N Ф03-А73/06-1/957
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании