Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1493
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 07.11.2005, постановление от 30.01.2006 по делу N А51-5020/05 36-132 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" филиал "Дальнереченский" к Администрации МО г. Дальнереченск, Министерству финансов РФ, Департаменту финансов администрации Приморского края о взыскании 8541,34 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 02 мая 2006 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" филиал "Дальнереченский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с Министерства финансов РФ, администрации МО г. Дальнереченск, Департамента финансов администрации Приморского края 8541 руб. 34 коп., составляющих сумму расходов, понесенных в результате предоставления в период май-июнь, октябрь-декабрь 2004 года льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, подпадающим под действие ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Решением суда от 07.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ.
В своей кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит отменить решение и постановление суда, ссылаясь на то, что суд неправильно определил порядок компенсации льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", в связи с чем, необоснованно возложил ответственность на казну РФ, поскольку, во исполнение этого порядка муниципальным образованием, ответственным за финансирование этих льгот, не представлены доказательства фактически понесенных расходов для их возмещение из федерального бюджета.
Кроме того, Министерство финансов РФ ссылается на отсутствие доказательств фактически понесенных истцом расходов, документального подтверждения оплаты льготной категории граждан жилья и коммунальных услуг с 50% скидкой.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа полагает решение и постановление суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено из материалов дела, 03.01.2004 между Управлением социальной защиты администрации МО г. Дальнереченск (заказчик) и КГУП "Примтеплоэнерго (исполнитель) заключен договор о компенсации расходов за предоставленные льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в связи с реализацией ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
КГУП "Примтеплоэнерго" в спорный период (май, июнь, октябрь-декабрь 2004 года) предоставляло льготы по оплате услуг теплоснабжения, а также горячего и холодного водоснабжения гражданам, имеющим право на 50% скидку в соответствии с вышеуказанными федеральными законами.
В результате предоставления указанной льготы, истцу причинены убытки в сумме 8541 руб. 34 коп. некомпенсированные ему государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Указанные расходы истца, подтверждены соответствующими доказательствами: списками льготников, актами сверок, составленными с администрацией МО г. Дальнереченск, извещениями на оплату ЖКУ, счетами-фактурами.
В связи с чем, доводы заявителя жалобы о неподтверждении истцом произведенных расходов, неправомерны.
Пунктом 4 статьи 14 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 лицам, указанным в законе предусмотрена льгота в виде 50% скидки по оплате занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией. Указанная льгота также распространяется на граждан подпадающих под действие ФЗ "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
В соответствии со ст. 5 Указанного Закона финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является строго целевым.
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2002 N 310 (в редакции от 14.02.2004 N 80) разработаны Правила предоставления и расходования денежных средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию ФЗ РФ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", ФЗ РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13.05.2002 N 310 предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке. Субсидии зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счет бюджета субъекта Российской Федерации, открытый на балансовом счете 40201 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации" органа федерального казначейства не позднее дня, следующего за днем их зачисления на лицевой счет органа федерального казначейства, открытый на балансовом счете 40105 "Средства федерального бюджета" (п. 3 Постановления). Финансовые органы субъектов Российской Федерации в 2-дневный срок после получения от органов федерального казначейства информации о поступлении субсидий представляют в органы федерального казначейства в установленном для исполнения федерального бюджета порядке реестры на перечисление денежных средств органам социальной защиты населения в рамках исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (п. 5 Постановления). Органы федерального казначейства не позднее дня, следующего за днем представления реестров, указанных в пункте 5 настоящих Правил, учитывают представленные финансовыми органами субъектов Российской Федерации объемы финансирования на лицевых счетах органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, открытых в установленном порядке в органах федерального казначейства, и уведомляют их о зачислении средств путем направления им выписки из лицевых счетов в установленном для исполнения федерального бюджета порядке (п. 6 Постановления). Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации представляют в органы федерального казначейства платежные поручения на перечисление денежных средств организациям, предоставившим услуги пострадавшим от радиации гражданам. Органы федерального казначейства в соответствии с представленными платежными поручениями перечисляют денежные средства на счета организаций, предоставивших услуги пострадавшим от радиации гражданам, открытые ими в кредитных организациях, и отражают в установленном порядке соответствующие кассовые операции. При передаче в порядке межбюджетных отношений средств из бюджетов субъектов РФ в местные бюджеты расходы, предусмотренные законами о социальной защите граждан подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, производятся органами социальной защиты населения муниципальных образований (п. 9 Постановления). Органы социальной защиты населения муниципальных образований в сроки, установленные для представления бухгалтерской отчетности об исполнении смет расходов бюджетных учреждений, представляют в финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований отчеты о расходовании выделенных субсидий по соответствующим кодам бюджетной квалификации Российской Федерации (п. 10 Постановления). Субсидии имеют целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (п. 13 Постановления).
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что предоставление средств на реализацию льгот, лицам подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, осуществляются Министерством финансов РФ, путем передачи средств Фонда компенсаций субъектам РФ, которые в свою очередь направляют данные средства Управлениям социальной защиты субъекта РФ. В дальнейшем, органы соцзащиты муниципального образования субъекта РФ перечисляют денежные средства предприятиям, с которыми заключен соответствующий договор на компенсацию указанных льгот и которые непосредственно предоставили соответствующие льготы.
Как следует из ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" на реализацию указанных выше льгот предусмотрено 1210000 тысяч рублей.
Фактически из средств Фонда компенсаций на реализацию данных законов в 2004 году Приморскому краю выделено 9236 тысяч рублей, из которых МО г. Дальнереченск в 2004 году передано 21 тысяча рублей.
Доказательств нецелевого использования денежных средств в материалах дела не имеется.
Представленные администрацией МО г. Дальнереченск документы (отчеты по финансированию расходов связанных с реализацией указанных Федеральных Законов, с пояснительной запиской) свидетельствуют о распределении ответчиком полученных из краевого бюджета целевых средств для компенсации льгот, представленных в соответствии с ФЗ РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ФЗ РФ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", по предприятиям ЖКХ в полном объеме. При этом остаток денежных средств в сумме 112183 руб. 68 коп. возвращен поручением N 1 от 28.02.2005. Затем данная сумма была возвращена из краевого бюджета в Федеральный бюджет, что подтверждается реестром к платежному поручению N 6159 от 02.03.2005.
В компенсации истцу 8541 руб. 34 копейки отказано администрацией МО г. Дальнереченск, так как последняя считала неправомерным начисление НДС на сумму компенсируемых льгот.
Суды правомерно указали, что действия администрации МО г. Дальнереченск по отказу истцу в возмещении 8541 руб. 34 коп. неправомерны, поскольку включенный в тариф НДС составляет налогооблагаемую базу для истца по данному виду налога и поэтому правомерно включен для возмещения в составе расходов истца.
Поскольку доказательств нецелевого использования администрацией МО г. Дальнереченск средств на компенсацию льгот не представлено, и согласно п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами, то суд обоснованно отказал в удовлетворении требований за счет МО г. Дальнереченск, взыскав их с казны РФ.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Таким образом, поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" выделялись не в полном объеме, полученные средства из бюджета субъекта РФ переданы муниципальным образованиям Приморского края полностью и доказательств нецелевого использования денежных средств не имеется, суд пришел к правильному выводу о том, что сумма компенсации подлежит возмещению за счет средств бюджета РФ и надлежащим ответчиком правомерно признано Министерство финансов РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 07.11.2005 и постановление от 30.01.2006 по делу N А51-5020/05 36-132 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку доказательств нецелевого использования администрацией МО г. Дальнереченск средств на компенсацию льгот не представлено, и согласно п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами, то суд обоснованно отказал в удовлетворении требований за счет МО г. Дальнереченск, взыскав их с казны РФ.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Таким образом, поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" выделялись не в полном объеме, полученные средства из бюджета субъекта РФ переданы муниципальным образованиям Приморского края полностью и доказательств нецелевого использования денежных средств не имеется, суд пришел к правильному выводу о том, что сумма компенсации подлежит возмещению за счет средств бюджета РФ и надлежащим ответчиком правомерно признано Министерство финансов РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1493
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании