Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 мая 2006 г. N Ф03-А51/061117-2/1117
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Дочернего государственного унитарного предприятия N Федерального казенного предприятия Управления торговли Тихоокеанского флота - Городенский Н.П. представитель по дов. б/н от 10.01.06, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Дочернего государственного унитарного предприятия N Федерального казенного предприятия Управления торговли Тихоокеанского флота на решение от 02.09.2005, постановление от 26.12.2005 по делу N А51-11548/05 24-540 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Дочернего государственного унитарного предприятия N Федерального казенного предприятия Управления торговли Тихоокеанского флота к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю, о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2006 года.
В Арбитражный суд Приморского края обратилось Дочернее государственное унитарное предприятие N Федерального казенного предприятия Управления торговли Тихоокеанского флота (далее - ДГУП N ФКП УТ ТОФ, предприятие) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю от 07.06.2005 N 81 о привлечении предприятия к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 руб. по основаниям, предусмотренным ст. 14.5 КоАП РФ.
Решением суда от 02.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.12.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано. При разрешении спора суд пришел к выводу о доказанности факта неприменения предприятием контрольно-кассовой техники и правомерности привлечения его к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 14.5 КоАП РФ.
В кассационной жалобе ДГУП N ФКП УТ ТОФ предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить, требования предприятия удовлетворить.
Не оспаривая наличие факта неприменения контрольно-кассовой машины при расчете с покупателями, заявитель жалобы ссылается на отсутствие вины предприятия в совершении административного правонарушения. В частности, с продавцом был проведен соответствующий инструктаж, заключен трудовой договор, договор о материальной ответственности, то есть со стороны предприятия были исполнены все требования, необходимые для нормальной работы магазина. Кроме того, считает, что совершенное административное правонарушение является малозначительным.
Изложенные в жалобе доводы представитель предприятия поддержал в заседании суда кассационной инстанции.
Представитель налогового органа в заседании суда кассационной инстанции не участвовал.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как видно из материалов дела, 26.05.2005 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю на основании поручения N 000098 от 26.05.2005 провела проверку магазина N 2, принадлежащего ДГУП N ФКП УТ ТОФ и расположенного по адресу: с. Хороль, ул. Лазо, 5 на предмет выполнения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
В ходе проверки установлено, что продавец Ющенко Л.П. продала одну пачку сигарет "Петр 1" по цене 13 руб. без применения контрольно-кассовой техники.
Факт правонарушения зафиксирован в акте проверки от 26.05.2005 N 000092, а также в протоколе об административном правонарушении N 000036 от 01.06.2005, на основании которого налоговый орган принял постановление N 81 от 07.06.2005 о привлечении предприятия к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 14.5 КоАП РФ, и о наложении на правонарушителя штрафа в размере 30000 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ" "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" все организации и индивидуальные предприниматели, в случаях продажи на территории Российской Федерации товаров за наличный расчет и (или) расчет с использованием платежных карт, обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр.
За неприменение в указанных случаях контрольно-кассовой техники статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) в пределах от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.
Неприменение работником контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также невыдача чека покупателю, не освобождает юридическое лицо от ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, поскольку продавец осуществляет продажу товара от имени юридического лица.
С учетом перечисленных обстоятельств довод заявителя жалобы об отсутствии вины предприятия в совершенном правонарушении, является несостоятельным.
Также несостоятельным является доводы заявителя жалобы о малозначительности совершенного им правонарушения. В соответствии с абзацем первым пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2004 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовых машин" неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов относится к административным правонарушениям, посягающим на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы. Следовательно, небольшая сумма продажи не свидетельствует о малозначительности правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовых машин" следует читать как "31.07.2003"
Кроме того, налоговый орган применил минимальный размер санкции, предусмотренный ст. 14.5 КоАП РФ.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.09.2005, постановление от 26.12.2005 по делу N А51-11548/05 24-540 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст.14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, налагаемого на юридических лиц.
Юридическое лицо привлечено к ответственности в связи с неприменением продавцом в магазине ККМ. При этом оно полагает, что в данном случае вина организации отсутствует, виновником является работник, так как предприятием с ним был проведен соответствующий инструктаж, заключен трудовой договор и договор о материальной ответственности.
Суды первой и апелляционной инстанций не поддержали доводы организации.
При рассмотрении дела по кассационной жалобе организации, федеральный арбитражный суд указал следующее.
Неприменение работником контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также невыдача чека покупателю, не освобождает юридическое лицо от ответственности, предусмотренной ст.14.5 КоАП РФ, поскольку продавец осуществляет продажу товара от имени юридического лица.
Таким образом, в данном случае организация правомерно привлечена к ответственности за неприменение ККМ, несмотря на исполнение всех требований, необходимых для нормальной работы магазина.
Учитывая вышеизложенное, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу организации, судебные акты нижестоящих инстанций без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 мая 2006 г. N Ф03-А51/061117-2/1117
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании