Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1464
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Приморскому краю на решение от 21.11.2005, постановление от 14.02.2006 по делу N А51-7886/05 22-179 Арбитражного суда Приморского края, по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к Администрации муниципального образования Надеждинского района, 3-и лица: Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, Департамент финансов администрации Приморского края о взыскании 7848,23 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 25.04.2006. Полный текст постановления изготовлен 02.05.2006.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования Надеждинского района о взыскании 7848,53 руб. расходов, связанных с предоставлением в период май-октябрь 2004 года 50% скидки по оплате за потребленную теплоэнергию гражданам, имеющим на это право в силу Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов". В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участи в деле привлечены Департамент финансов Администрации Приморского края и Минфин РФ в лице УФК по Приморскому краю
Определением от 21.07.2005 Департамент финансов администрации Приморского края и Минфин РФ привлечены в качестве ответчиков по делу.
До принятия по делу решения истец уменьшил размер исковых требований и просил взыскать 5845,73 руб.
Решением суда от 21.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2006, требования истца в размере 5864,53 руб. удовлетворены путем их взыскания с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации. Во взыскании 1983,70 руб., составляющих включенный в сумму иска налог на добавленную стоимость, отказано.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит их отменить как необоснованные, вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, в иске к нему истцу отказать.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на ст. 4 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", согласно которой финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет соответствующих бюджетов, а также на статьи 72 Конституции РФ и 85 Бюджетного кодекса РФ, относящим вопросы социальной защиты населения и их финансирование к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.
Обращает внимание на то, что на основании ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" Приморскому краю из фонда компенсаций было предоставлено 2444432,73 тыс. руб. субвенций на компенсацию затрат по предоставлению льгот установленных Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов".
Кроме того, по мнению Минфина РФ, истец не доказал документально наличие перед ним задолженности в заявленном размере за предоставленные рассматриваемой категории граждан льготы.
В судебном заседании кассационной инстанции представители истца и ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и месте, участия не принимали.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
Как установлено судом, истец в период май-декабрь 2004 года на основании Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" и в соответствии с договором, заключенным с администрацией Надеждинского района N 3/7 от 01.01.2004, за счет собственных средств предоставил льготы по оплате потребленной тепловой энергии гражданам, имеющим право на 50-процентную скидку.
Поскольку расходы истца, связанные с предоставлением льгот, в заявленном размере ему не возмещены, он обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", в редакции, действующей в спорный период, граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг. При этом статьей 4 названного закона предусмотрено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
При рассмотрении спора, арбитражный суд обоснованно, руководствуясь названным законом, с учетом положений ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", исходил из того, что финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот рассматриваемой категории граждан, должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ в виде субвенций и субсидий.
В соответствии с ФЗ от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" на компенсацию затрат по предоставлению всего пакета льгот, установленных Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов", бюджетам субъектов РФ установлены субвенции в размере 1110485,0 тыс. руб. В том числе, бюджету Приморского края, на указанные цели из Фонда компенсаций федерального бюджета выделено 2444432,73 тыс. руб.
Вместе с тем, как установлено на основании отчета Департамента финансов администрации Приморского края, произведенные из бюджета Приморского края расходы по предоставлению льгот составили сумму 2841135 руб., в том числе на реализацию льгот в части предоставления 50% скидки по оплате коммунальных услуг - 1275958 руб. Надеждинскому району на указанные цели передано из краевого бюджета 4530 руб. Доказательств нецелевого использования бюджетных средств муниципальным образованием, как и субъектом РФ не представлено.
При указанных обстоятельствах, со ссылкой на нормы ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", арбитражный суд обоснованно освободил от ответственности муниципальное образование.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам установленных федеральным законом льгот, исковые требования правомерно удовлетворены за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Взыскание расходов истца по рассматриваемому закону за счет средств федерального бюджета соответствует также постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта РФ за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче федеральным бюджетом средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств.
При этом судом апелляционной инстанции правомерно отклонены, как противоречащие материалам дела, доводы ответчика о неподтверждении истцом объема предоставленных в спорный период льгот.
Таким образом, при принятии решения и постановления судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, и оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 21.11.2005, постановление от 14.02.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-78 86/2005 22-179 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ФЗ от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" на компенсацию затрат по предоставлению всего пакета льгот, установленных Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов", бюджетам субъектов РФ установлены субвенции в размере 1110485,0 тыс. руб. В том числе, бюджету Приморского края, на указанные цели из Фонда компенсаций федерального бюджета выделено 2444432,73 тыс. руб.
Вместе с тем, как установлено на основании отчета Департамента финансов администрации Приморского края, произведенные из бюджета Приморского края расходы по предоставлению льгот составили сумму 2841135 руб., в том числе на реализацию льгот в части предоставления 50% скидки по оплате коммунальных услуг - 1275958 руб. Надеждинскому району на указанные цели передано из краевого бюджета 4530 руб. Доказательств нецелевого использования бюджетных средств муниципальным образованием, как и субъектом РФ не представлено.
При указанных обстоятельствах, со ссылкой на нормы ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", арбитражный суд обоснованно освободил от ответственности муниципальное образование.
...
Взыскание расходов истца по рассматриваемому закону за счет средств федерального бюджета соответствует также постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта РФ за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче федеральным бюджетом средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1464
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании