Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1469
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: В.А. Петренко представитель по доверенности от 31.01.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 13.12.2005, постановление от 21.02.2006 по делу N А73-13373/2004-30 (АИ-1/89/06-37) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю, Муниципальному образованию г. Комсомольск-на-Амуре в лице Финансового управления администрации г. Комсомольск-на-Амуре, Министерству финансов Хабаровского края, третье лицо: Администрация г. Комсомольск-на-Амуре, о взыскании 200801,68 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 2 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2006 года.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю, Муниципальному образованию г. Комсомольск-на-Амуре в лице Финансового управления администрации г. Комсомольск-на-Амуре, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 200801,68 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате электроэнергии в период с января по декабрь 2003 года в соответствии с Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентах" от 09.06.1993 N 5142-1.
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований до 200492,43 руб.
Решением от 13.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.02.2006, исковые требования удовлетворены в уточненном объеме за счет Министерства финансов Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование своих требований заявитель приводит доводы о том, что статья 72 Конституции РФ социальную защиту граждан, защиту прав граждан относит к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, также в силу статьи 4 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование расходов должно осуществляться на основе федеральных, республиканских и местных программ, поэтому возложение обязанности по возмещению этих расходов за счет федерального бюджета, по его мнению, неправомерно.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца выразил согласие с принятыми по делу судебными актами и просил оставить их без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых решения и постановления апелляционной инстанции, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, ОАО "Хабаровскэнерго" в январе-декабре 2003 года предоставило льготы в размере 50% по оплате электроэнергии отдельной категории граждан в соответствии с Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентах".
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 200492,43 руб., составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг, а статьей 4 Закона предусмотрено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Выводы обеих судебных инстанций о том, что расходы истца по рассматриваемому Закону следует взыскать за счет средств федерального бюджета, соответствуют также Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта РФ за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче федеральным бюджетом средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств.
Судами правомерно установлено, что в бюджетах Хабаровского края и муниципального образования г. Комсомольск-на-Амуре отсутствуют соответствующие статьи расходов на компенсацию предоставляемых льгот по оплате коммунальных услуг лицам, награжденным знаком "Почетный донор России". На федеральном уровне вопрос финансирования и распределения расходов на предоставление льгот по жилищно-коммунальным услугам почетным донорам между соответствующими бюджетами не урегулирован, ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" средства на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных статьей 11 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", не предусмотрены.
При этом признаются правильными ссылки судов на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О, согласно которому впредь до урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета. Указанная правовая позиция следует из положений Конституции РФ и обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и организаций.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Комсомольск-на-Амуре, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 200492,43 руб., за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Исходя из изложенного, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 13.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 21.02.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-13373/2004-30 (АИ-1/89/06-37) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1469
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании