Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 мая 2006 г. N Ф03-А04/06-1/1385
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 15.02.2006 по делу N А04-10386/05-2/333 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Дальсвязь" в интересах Амурского филиала к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, 3 лица: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, администрация Амурской области, администрация Архаринского района, Финансовый департамент администрации Амурской области, Финансовое управление администрации Архаринского района, Управление Федерального казначейства по Амурской области, Отделение Федерального казначейства по Архаринскому району, Департамент социальной защиты населения администрации Амурской области, Отдел социальной защиты населения администрации Архаринского района, о взыскании 100870 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2006 года.
Открытое акционерное общество "Дальсвязь" в интересах Амурского филиала обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 100870 рублей расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в 2004 году гражданам, проживающим на территории Архаринского района Амурской области льгот по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет иска, привлечены: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, администрация Амурской области, администрация Архаринского района, Финансовый департамент администрации Амурской области, Финансовое управление администрации Архаринского района, Управление Федерального казначейства по Амурской области, Отделение Федерального казначейства по Архаринскому району, Департамент социальной защиты населения администрации Амурской области, Отдел социальной защиты населения администрации Архаринского района.
Решением суда от 15.02.2006 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ.
При этом суд исходил из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ - Амурскую область финансовыми средствами для реализации в полном объеме льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой он полагает решение от 15.02.2006 отменить как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд в нарушение пункта 10 статьи 158 БК РФ необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, так как согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963, финансирование указанных расходов, понесенных операторами связи, производится за счет средств федерального бюджета, предоставленных Министерству труда и социального развития РФ, как главному распорядителю бюджетных средств.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В своем отзыве ОАО "Дальсвязь" отклонило доводы кассационной жалобы в полном объеме и просило решение от 15.02.2006 оставить в силе.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами обеих инстанции норм права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Амурский филиал ОАО "Дальсвязь" в 2004 году на основании заключенного с Отделом социальной защиты населения администрации Архаринского района договора б/н от 26.01.2004 при расчете за оказанные услуги связи (абонентская плата за телефон), учитывал в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" льготу в виде 50% скидки жителям Архаринского района Амурской области, подпадающим под действие этого закона.
Всего за счет собственных средств истец в 2004 году предоставил льготы по оплате услуг связи инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, на сумму 224118 рублей. Сумма компенсации возмещения недополученных расходов составила 123248 рублей, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами и не оспаривается сторонами.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в сумме 100870 рублей на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Так в статье 28 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50% скидка по оплате за пользование телефоном.
Статьей 4 вышеназванного Закона в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
В соответствии со статьей 30 ФЗ "О связи" порядок возмещения предприятиям связи недополученных в результате предоставления льгот доходов определяется Правительством РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963 утверждены Правила о порядке возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80 срок действия настоящих Правил продлен на 2004 год.
Указанные Правила устанавливают порядок возмещения операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи инвалидам за счет средств федерального бюджета, направленных Министерству труда РФ, которое в пределах выделяемых Министерством финансов РФ средств распределяет ассигнования по субъектам Российской Федерации и перечисляет их органам социальной защиты субъектов через органы федерального казначейства.
Также, Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 утвержден порядок предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80 срок действия настоящих Правил продлен на 2004 год.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что финансирование расходов по предоставлению льгот, предусмотренных вышеназванными Законами, осуществляется путем предоставления Министерством финансов РФ субсидий и субвенций бюджетам субъектов РФ.
Исходя из вышеназванных нормативный актов, с учетом ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 (действующего до 07.07.2003), главы IV.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, суд пришел к обоснованному выводу о том, что финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как следует из обстоятельств дела, Министерством финансов РФ при составлении проекта федерального бюджета на 2004 год было предусмотрено средств на компенсацию расходов по установке телефонов, оплате абонентской платы за пользование телефонами меньше заявленной Министерством труда и социального развития РФ потребности.
Департаментом социальной защиты населения администрации Амурской области в пределах лимитов бюджетных обязательств через Министерство труда и социального развития РФ выделенные средства полностью использованы по целевому назначению. Доказательств неисполнения последним обязательств по перечислению средств федерального бюджета субъектам РФ ответчиком не представлено.
Кроме того, Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство труда и социального развития РФ и Министерство здравоохранения РФ упразднены в связи с ликвидацией, и их функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы вновь образованному Министерству здравоохранения и социального развития РФ без перехода прав и обязанностей ликвидированных министерств.
При указанных обстоятельствах судом правомерно отклонены доводы Минфина РФ о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство труда и социального развития РФ.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме исполнение федерального закона в части предоставления рассматриваемых льгот, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации, что соответствует Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также содержащему запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.02.2006 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-10386/05-2/333 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 мая 2006 г. N Ф03-А04/06-1/1385
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании