Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 марта 2006 г. N Ф03-А73/06-1/786
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Финансовое управление администрации Верхнебуреинского района: Ковадло О.Д. - представитель по доверенности N 1-16/2 от 10.01.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 18.11.2005 по делу N А73-3595/2005-26 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства п. Чегдомын к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Финансовому управлению администрации Верхнебуреинского района, Комитету социальной защиты населения администрации Верхнебуреинского района, 3 лицо - Министерство финансов Хабаровского края о взыскании, 4357424 рублей 82 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2006 года.
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства п. Чегдомын обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Финансового управления администрации Верхнебуреинского района, Комитета социальной защиты населения администрации Верхнебуреинского района 4357424 рублей 82 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с реализацией льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставленных в период с 01.01.2002 по 31.12.2004 в соответствии с ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ.
К участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Министерство финансов Хабаровского края.
Решением суда от 18.11.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не выделялись. В иске к остальным ответчикам отказано.
При этом суды обеих инстанции исходили из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ - Хабаровский край, финансовыми средствами для реализации в полном объеме понесенных истцом и другими поставщиками коммунальных услуг расходов, связанных в реализацией льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", и в нарушение п. 2 ст. 10 указанного Закона не учло при формировании федерального бюджетов на 2002-2004 годы отдельной строкой средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам.
Отказ в иске к Финансовому управлению администрации Верхнебуреинского района, Комитету социальной защиты населения администрации Верхнебуреинского района суд мотивировал тем, что указанные ответчики возместили часть расходов предприятиям, предоставляющим льготы во исполнение ФЗ "О ветеранах" в спорный период в пределах своих финансовых возможностей за счет собственных средств.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой он просит решение отменить как необоснованное и вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Финансового управления администрации Верхнебуреинского района жалобу отклонил в полном объеме и просил решение оставить без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами обеих инстанции норм права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, МУП ЖКХ п. Чегдомын в период с 01.01.2002 по 31.12.2004 за счет собственных средств предоставлялась в соответствии с ФЗ "О ветеранах" льгота в виде 50% скидки по оплате коммунальных услуг жителям п. Чегдомын, подпадающим под действие этого закона.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в сумме 4357424 рубля 82 копейки на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Факт предоставления истцом льгот по оплате коммунальных услуг в спорный период гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах" подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Так, статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление установлено Министерство финансов Российской Федерации.
Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в ФЗ о федеральном бюджете на 2002-2004 годы не утверждались и не предусматривались как отдельный вид расходов в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
В соответствии с Законами Хабаровского края о бюджетной системе Хабаровского края на 2002-2004 годы из краевого бюджета на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", в бюджет Верхнебуреинского района запланировано выделение средств, в том числе на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Материалами дела подтверждается выделение средств в бюджет муниципального образования, которое в полном объеме распределило поступившие средства между получателями пропорционально понесенным расходам. Доказательств нецелевого использования выделенных средств не представлено.
В данном случае Хабаровский край, как субъект федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных краевым бюджетом при реализации ФЗ "О ветеранах", предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию указанного ФЗ, но в пределах своих финансовых возможностей.
Однако объем передаваемых субъектом средств не покрывает расходы предприятий от предоставления льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Верхнебуреинского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 4357424 рублей 82 копеек за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Довод Минфина РФ о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании убытков за период с 01.01.2002 по 08.06.2002 судом отклоняется, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 200 ГК РФ с учетом ст. 12 Бюджетного кодекса РФ, срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2002 году гражданам льготам по жилищно-коммунальным услугам, начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2003 и истек 01.01.2006. В связи с чем, исковые требования, с которыми истец обратился в апреле 2005 года, считаются заявленными в пределах срока исковой давности.
С учетом изложенного оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.11.2005 по делу N А73-3595/2005-26 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 марта 2006 г. N Ф03-А73/06-1/786
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании