Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: открытого акционерного общества "У" - Контонистова Е.В., юрист по доверенности от 20.12.2005 N 7, Митина Е.В., налоговый советник по доверенности от 20.12.2005 N 8, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Верхнебуреинскому району Хабаровского края на постановление от 28.12.2005 по делу N А73-8915/2005-19 (АИ-1/1498/05-46) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению открытого акционерного общества "У" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верхнебуреинскому району Хабаровского края о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2006 года.
Открытое акционерное общество "У" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Верхнебуреинскому району Хабаровского края (далее - Инспекция, налоговый орган) от 01.06.2005 N 164-05/183.
Решением суда от 24.10.2005 в удовлетворении требования отказано по мотиву того, что согласно части 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) льгота должна быть использована в том налоговом периоде, к которому она относится. Однако перечень льготируемого имущества в 2002 и 2003 годах утвержден лишь в 2004 году, то есть за пределами налоговых периодов.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.12.2005 решение суда отменено, решение Инспекции от 01.06.2005 N 164-05 (в редакции решений от 09.09.2005 N 292-05/331, от 15.09.2005 N 05/335, от 19.10.2005 N 05/428) признано недействительным как противоречащее статье 56 НК РФ и пункту "и" статьи 5 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", действовавшего в период возникших правоотношений.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представители общества доводы кассационной жалобы отклонили, считая постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным.
Инспекция извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако ее представитель в судебное заседание не явился.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции.
Как видно из материалов дела, по результатам камеральной проверки уточненных деклараций по налогу на имущество за 2002 год: 1, 2, 3 кварталы, год; за 2003 год: 1, 2, 3 кварталы, год налоговым органом выявлено занижение ОАО "У" налога в связи с необоснованным применением льготы, установленной пунктом 8 статьи 381 НК РФ в нарушение пункта 3.8 Положения о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики (утв. 02.12.2002 Минэкономразвития России, Минфином России, МНС России) согласно которому оформление документов, необходимых для предоставления льгот по налогу на имущество осуществляется ежегодно, обществом сводный перечень имущества мобилизационного назначения и перечень машин и оборудования, закрепленных за имуществом мобилизационного назначения на 2002 и 2003 годы утвержден Минэнергетики России только 25.10.2004, учет вышеназванных документов Административным департаментом проведен также в 2004 году, в связи с чем отсутствуют основания для применения льготы за 2002 и 2003 годы.
09.09.2005 Инспекцией вынесено решение N 292/05-331 о внесении изменений в решение N 164-05/138, согласно которому налогоплательщику уменьшен налог на имущество за 2002 год на сумму 217522 руб., за 2003 год - 275965 руб.
15.09.2005 Инспекцией вынесено решение N 05/335 о внесении изменений в решение N 164-05/183, которым устранена выявленная в решении N 164 ошибка в указании нарушенной предприятием нормы права. Пункт 1 решения N 164 изложен: "В соответствии с пунктом 8 статьи 381 НК РФ, статьи 5 подпункта "и" Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" доначислить платежи по налогу на имущество" и далее по тексту решения".
Согласно пункту 3 части 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством.
Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Частью 2 данной нормы установлено, что налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Положение, предусматривающее право налогоплательщика на использование льготы по налогу в том налоговом периоде, к которому она относится, данная норма не содержит. Отсутствует ограничение в применение налогоплательщиком льготы по налогу за прошедшие налоговые периоды.
Исходя из указанных правовых норм, суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод налогового органа о невозможности применения льготы по налогу на имущество по истечению налогового периода.
Согласно пункту "и" статьи 5 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость имущества мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей.
Балансовая стоимость мобилизационного имущества и его назначение Инспекцией не оспаривается.
В соответствии с Федеральным законом N 31-ФЗ от 26.02.1997 "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также разработку мобилизационных планов.
Формирование мобилизационного плана экономики Российской Федерации, осуществление методического руководства и контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мобилизационной подготовки возложено Правительством РФ на Минэкономики России (Минэкономразвития России).
Письмами от 26.12.2002 и от 30.06.2003 Минэкономразвития и торговли России разъяснило, что перечни имущества мобилизационного назначения предприятия и организаций утверждаются федеральными органами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установившими этим организациям мобилизационные задания.
Как видно из материалов дела, ОАО "У" первым заместителем министра топлива и энергетики Российской Федерации от 02.07.1998 утверждено мобилизационное задание, на основании которого заключен государственный контракт на выполнение заданий на поставку продукции.
28.10.2004 Министерством энергетики России утверждены перечни имущества мобилизационного назначения на 2002 и 2003 годы.
На основании изложенного, судом апелляционной инстанции сделан правомерный вывод о фактическом подтверждении Обществом наличия у него права на применение льготы по налогу на имущество на 2002 и 2003 годы.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление от 28.12.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8915/2005-19 (АИ-1/1498/05-46) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст.56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Налогоплательщику доначислен налог на имущество в связи с неправомерным использованием льгот в отношении мобилизационного оборудования. ИФНС полагает, что документы за 2002 и 2003 годы, подтверждающие мобилизационное назначение объектов, утверждены только в 2004 г. и не могут служить основанием для применения льгот в отношении указанного оборудования.
Не согласившись с таким решением, налогоплательщик обратился в суд. Суд первой инстанции не поддержал налогоплательщика. Суд апелляционной инстанции признал решение ИФНС незаконным.
При рассмотрении дела по кассационной жалобе налогового органа суд указал следующее.
В НК РФ не содержится положение, предусматривающее право налогоплательщика на использование льготы по налогу в том налоговом периоде, к которому она относится.
При этом отсутствует ограничение в применение налогоплательщиком льготы по налогу за прошедшие налоговые периоды.
Таким образом, налогоплательщик правомерно использовал льготу по налогу на имущество в отношении мобилизационного имущества, перечень которого утвержден за пределами налогового периода, в котором применена льгота.
На основании вышеизложенного суд кассационной инстанции оставил без удовлетворения жалобу налогового органа, постановление апелляционной инстанции - без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 апреля 2006 г. N Ф03-А73/06-2/979 "Положения, предусматривающего право налогоплательщика на использование льготы по налогу в том налоговом периоде, к которому оно относится, ст. 56 НК РФ не содержит, так же как и отсутствует ограничение в применении налогоплательщиком льготы по налогу за прошедшие налоговые периоды"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", июль-август 2006 г., N 4
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании