Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 апреля 2006 г. N Ф03-А80/06-2/1034
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу на решение от 28.12.2005 по делу N А80-479/2005 Арбитражного суда Чукотского автономного округа, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу к администрации муниципального образования Провиденский район о взыскании 5000 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2006 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (далее - Инспекция; налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о взыскании с администрации муниципального образования Провиденский район (далее - администрация МО Провиденский район) налоговых санкций в сумме 5000 руб. за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ.
Решением суда от 28.12.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано ввиду пропуска срока давности взыскания налоговой санкции, предусмотренного пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ. Суд также указал на то, что администрация МО П. район не наделена полномочиями по исполнению функций отдела записи актов гражданского состояния. Кроме того, суд счел недоказанным материалами дела тот факт, что указанная администрация в течение календарного года привлекалась к налоговой ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса РФ, поэтому оснований для привлечения к ответственности по пункту 2 данной статьи Кодекса не усмотрел.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права, а заявленные требования - удовлетворить. В обоснование доводов жалобы налоговый орган указывает на неправильное применение судом пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса РФ. Заявитель жалобы считает ошибочным вывод суда о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по регистрации актов гражданского состояния на территории соответствующих муниципальных образований. Кроме того, налоговый орган полагает, что срок давности взыскания налоговых санкций, предусмотренный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ, не пропущен. Инспекция телеграммой от 13.04.2006 просила рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие ее представителя.
Администрация МО Провиденский район представила отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, как принятое с соблюдением норм материального и процессуального права, и не возражает о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, 02.03.2005 уполномоченным главы администрации села Нунлигран муниципального образования Провиденский район осуществлена регистрация факта смерти Етгеут Галины.
11.04.2005 в налоговый орган поступили сведения о факте регистрации акта гражданского состояния о смерти физического лица Етгеут Галины, отправленные, согласно штемпелю на конверте, 28.03.2005.
Инспекцией проведена проверка своевременности представления указанных выше сведений, по результатам которой составлен акт от 10.06.2005 N 79 и принято решение о привлечении администрации МО П. район к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.
Ввиду неисполнения требования от 20.07.2005 N 265 об уплате налоговой санкции в срок до 01.08.2005 в добровольном порядке Инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 указанной выше статьи органы местного самоуправления муниципальных образований могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния лишь в случае отсутствия на их территориях органов записи актов гражданского состояния, образованных в соответствии с названным Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.
Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 129.1 Налогового кодекса РФ, является лицо, неправомерно не сообщившее (несвоевременно сообщившее) сведения, которые в соответствии с названным Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу. При этом, согласно пункту 3 статьи 85 Налогового кодекса РФ, обязанность сообщать сведения, в том числе о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов возложена на органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц.
В данном случае, как установлено судом, регистрация сведений о факте смерти Етгеут Галины осуществлена уполномоченным главы администрации села Нунлигран муниципального образования Провиденский район, между тем Инспекция решением от 14.07.2005 привлекла к налоговой ответственности администрацию МО Провиденский район.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно указал и на пропуск срока давности взыскания налоговой санкции, установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ, согласно которому налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. При этом отправным моментом исчисления срока давности является день обнаружения налогового правонарушения, а не день составления соответствующего акта.
Как установил суд первой инстанции, Инспекции стало известно о нарушении 10-дневного срока представления сведений о факте регистрации смерти - 11.04.2005, в день поступления в налоговый орган такой информации. Акт о налоговом правонарушении N 79 составлен 10.06.2005, а заявление о взыскании налоговых санкций поступило в арбитражный суд 12.12.2005, то есть с пропуском срока давности взыскания налоговых санкций, который истек 11.10.2005.
Кроме того, в рассматриваемом случае налоговый орган неправильно квалифицировал правонарушение по пункту 2 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ. Указанной нормой предусматривается ответственность лишь за повторное нарушение требований пункта 3 статьи 85 названного Кодекса, однако в решении налогового органа не нашло отражения, а в материалах дела отсутствуют данные о том, что ранее в течение года администрация МО Провиденский район привлекалась к ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса РФ.
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда, правильно применившего нормы материального и процессуального права, и удовлетворения кассационной жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 28.12.2005 Арбитражного суда Чукотского автономного округа по делу N А80-479/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 апреля 2006 г. N Ф03-А80/06-2/1034
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании